УСКИ состоит из множества компонентов, которые позволяют проработать все виды проблемных реакций, возникающих в каждой фазе кризиса. Эта методика может применяться на индивидуальных сеансах, а также в ходе работы с семьями, группами, организациями и целыми сообществами. Несмотря на то, что некоторые исследователи считают эту методику неэффективной и даже вредоносной, ее сторонники заявляют о том, что при правильном применении этот вид вмешательства может дать очень мощную и действенную поддержку в период кризиса.
КАК РАБОТАЕТ МЕТОДИКА УСКИ?
Управление стрессом критического инцидента – это система кризисных вмешательств, нацеленная на предотвращение нанесения психологического вреда. Непростые, травмирующие и стрессовые ситуации, потенциально способные нанести такой вред, обозначаются термином «критический инцидент». Методика УСКИ предоставляет помощь и поддержку людям, получившим психологическую травму, или индивидуумам, которые попали в ситуацию, оказывающую сильнейшее травмирующее воздействие. Один из создателей этой методики, доктор Джеффри Митчел, заявляет о том, что УСКИ не является специфическим видом психотерапии – это скорее система поддержки, предназначенная для решения следующих задач:
- Снижение степени воздействия критического инцидента
- Нормализация инстинктивных реакций на критический инцидент
- Активизация и стимуляция естественного процесса исцеления и восстановления
- Восстановление адаптивных навыков и умений отдельного индивидуума и/или группы
- Выявление необходимости в дальнейшем оказании поддержки или назначении лечения
УСКИ иногда называют «психологической первой помощью», и эта методика может использоваться для проработки широкого спектра различных критических инцидентов. Критические инциденты – это события, которые представляют физическую или эмоциональную угрозу, являются небезопасными для человека и потенциально могут причинить ему физический или психологический вред. Это может быть:
- Столкновение со смертью или с риском смерти при исполнении служебных обязанностей
- Стрельба на рабочем месте
- Захват заложников
- Теракт
- Обрушение здания из-за землетрясения или другой природной катастрофы
- Природные и техногенные катастрофы различного характера
УСКИ включает множество компонентов, которые можно использовать перед кризисом, во время кризиса и после него.
В этот арсенал входят следующие техники и методики (это всего лишь несколько примеров, и этот список не является исчерпывающим):
- Докризисная подготовка: сюда входят различные способы активизации умений, связанных с управлением стрессом, просвещение и информирование касательно кризисной ситуации и планирование действий в период кризиса.
- Общественные программы поддержки (их также часто называют «общегородскими собраниями»), которые предоставляют организованную и структурированную поддержку в рамках отдельной организации, школы или населенного пункта, информируя население и создавая условия для обсуждения и проработки плана действий в ситуации природной катастрофы или в каких-то других непростых обстоятельствах.
- Дебрифинг стресса критического инцидента (ДСКИ), который представляет собой базовый компонент методики УСКИ в плане терапевтического вмешательства в кризисной ситуации. Сама система управления стрессом критического инцидента сформировалась вокруг этой техники, - именно поэтому иногда возникает путаница в терминологии. ДСКИ не предназначен для использования в изоляции, в качестве одной-единственной формы вмешательства, и эта методика больше подходит для работы в небольших группах. Процесс дебрифинга состоит из семи этапов, и его целью является ослабление воздействия травмирующего стресса, выявление потребности в дальнейшем лечении и завершение психологической модели переживания этого инцидента.
- Разрядка: эта трехфазная техника похожа на ДСКИ в том, что она предназначена для работы в группе, но эта методика предполагает немедленное, неотложное вмешательство. Разрядка применяется в первые несколько часов после травмирующего события, и она представляет собой обсуждение случившегося в группе с сохранением конфиденциальности. Это позволяет стабилизировать психическое и эмоциональное состояние человека и предотвращает формирование посттравматического стресса.
- Другие формы кризисного вмешательства: УСКИ также включает такие компоненты, как кризисное консультирование в формате индивидуальной беседы «один на один», проработку кризисной ситуации для семей, последующее наблюдение и направление к другим специалистам (при необходимости).
ИСТОРИЯ УСКИ
Методика управления стрессом критического инцидента уходит своими корнями в теорию кризисного вмешательства, групповую терапию и психологию сообществ. Эта теория построена на фундаменте из работ Эриха Линдеманна, Ирвина Ялома и Джеральда Каплана, и создатели УСКИ Джеффри Т. Митчел и Джордж С. Эверли-младший в 1970-тых годах начали активно развивать все эти идеи. В 1980-тые годы Митчел и Эверли официально представили дебрифинг стресса критического инцидента как часть своей системы кризисного вмешательства, нацеленной на управление стрессом критического инцидента. Границы этой области постепенно расширялись, и в 1989 году была создана Американская ассоциация дебрифинга стресса критического инцидента. По мере дальнейшего развития этих теорий была основана Международная ассоциация управления стрессом критического инцидента – это произошло в 1991 году. В 1997 году Митчел и Эверли интегрировали все необходимые техники в единую концепцию и создали то, что мы сейчас обозначаем термином «УСКИ». Несмотря на неоднозначность этого подхода и множество разногласий по поводу эффективности УСКИ и вопросам его практического применения, на сегодняшний день эта система вмешательств довольно часто используется в периоды кризиса.
К КОМУ МОЖНО ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ ПО МЕТОДИКЕ УСКИ?
Методика УСКИ используется множеством специалистов самого разного рода – к ним относятся работники экстренных служб, которые первыми реагируют на чрезвычайные ситуации (пожарные, сотрудники правоохранительных органов и т.д.), медицинский персонал (медсестры, врачи, другие медицинские специалисты), поисковики и спасатели, военнослужащие, специалисты в области психического здоровья, духовенство, персонал больниц, а также лидеры различных сообществ. Профессионал, предоставляющий помощь и поддержку по методике УСКИ, обязательно должен пройти соответствующее обучение и отработать практические навыки и техники в ходе тренировок – это самое важное и даже обязательное условие для предоставления подобных услуг. Международная ассоциация управления стрессом критического инцидента проводит необходимое обучение по Утвержденной программе обучения кандидатов в инструкторы, включающей необходимые тренировки, и выдает выпускникам сертификаты, дающие им право применять методику УСКИ.
Представители некоторых профессий (включая кадровых военных и работников экстренных служб) не только часто применяют методику УСКИ при исполнении служебных обязанностей, но и постоянно сталкиваются лицом к лицу с травмирующими и стрессовыми ситуациями – гораздо чаще, чем большинство представителей других профессий и социальных групп. Это может повысить степень их уязвимости и предрасположенности к таким переживаниям и состояниям, как экстремальный стресс, посттравматический стресс, панические атаки, депрессия, чрезмерная тревожность и утрата уверенности в себе. Именно поэтому власти создают все условия для того чтобы пожарные, офицеры полиции и военнослужащие могли беспрепятственно получить доступ к методике УСКИ и своевременно проработать возникшие проблемы.
МОЖНО ЛИ СОЧЕТАТЬ УСКИ С ДРУГИМИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИМИ МЕТОДИКАМИ И ВИДАМИ ЛЕЧЕНИЯ?
Методика управления стрессом критического инцидента может использоваться в сочетании с целым рядом других форм кризисного вмешательства. Если критический инцидент возник на рабочем месте, УСКИ может стать часть программы помощи работникам, предоставляемой работодателем. УСКИ также может стать предварительным этапом перед прохождением курса психотерапии.
Методика УСКИ по сути не является психотерапией, несмотря на то, что эта методика включает некоторые терапевтические элементы. Если у человека возникают какие-то проблемы на уровне психического здоровья, выходящие за рамки немедленной реакции на травмирующее событие, его нужно направить к терапевту или другому квалифицированному специалисту в области психического здоровья. В 2002 году в ежеквартальном вестнике «Психиатрия» была опубликована статья, разъясняющая принципиальные различия между психотерапией и методикой УСКИ. Система УСКИ предполагает краткосрочное воздействие, и эта методика сконцентрирована на моменте «здесь и сейчас», тогда как курс психотерапии может продолжаться довольно долго, и он может подразумевать проработку прошлого, настоящего и будущего. Психотерапевтическое вмешательство всегда должно осуществляться специалистом в области психического здоровья, имеющим соответствующее образование, тогда как методика УСКИ может использоваться представителями любых профессий – при условии, что они прошли надлежащую тренировку. Методика УСКИ нацелена на проработку немедленной реакции на травмирующий инцидент для снижения степени расстройства и устранения душевных страданий, тогда курс психотерапии может быть ориентирован на достижение самых разных краткосрочных и долгосрочных целей, активизацию роста и развития или совершение определённых изменений.
ПРОБЛЕМЫ, ОГРАНИЧЕНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ МЕТОДИКИ УСКИ
Методика управления стрессом критического инцидента довольно часто подвергалась критике за недостаток эффективности в деле предотвращения развития посттравматического стресса и снижения воздействия острой стрессовой реакции. В 2003 году в журнале «Неотложная помощь до больницы» (официальном вестнике Национальной ассоциации врачей неотложных медицинских служб) был опубликован обзор различных исследований таких методик, как УСКИ в целом и ДСКИ в частности. И результаты некоторых исследований указывают на то, что использование подобных вмешательств может только усилить психологическое воздействие травмирующего события.
Защитники методики УСКИ настаивают на том, что многие исследователи предвзято отнеслись к этой системе – они изначально сомневались в ее эффективности и подтасовали результаты так, чтобы они подтвердили наличие целого ряда недостатков и дефектов. Также сторонники этой методики предполагают, что в ходе многих исследований изучались эпизоды неправильного использование методики УСКИ или применение техник, не имеющих к ней отношения (например, это дебрифинг за один сеанс, который не поддерживается создателями УСКИ и не был санкционирован Международной ассоциацией управления стрессом критических инцидентов).
Неоднозначные и зачастую противоречивые результаты исследования эффективности методики УСКИ намекают на то, что при использовании данного подхода следует соблюдать особую осторожность. И к самым важным моментам относится квалификация профессионала, предоставляющего эти услуги, и правильность применения всех этих принципов – так же, как и в любых других видах терапии и консультирования. В общем и целом, как противники, так и сторонники методики УСКИ соглашаются с тем, что эта методика должна применяться правильно и корректно, с предельной осторожностью, и исходить от профессионала, прошедшего соответствующее обучение.