Терапия, основанная на ментализации (ТОМ)

ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ

Концепция ментализации основана на теории привязанности, разработанная Джоном Боулби. Он верил в то, что безопасная привязанность, сформировавшаяся в отношениях между младенцем и его основным опекуном, закладывает фундамент для эмоциональной стабильности и формирования здоровых отношений в будущем. Если основной опекун уделяет ребенку достаточно внимания и дает ему необходимую поддержку и подпитку, скорее всего, ребенок научится понимать как собственные эмоции, так и переживания других людей – а эта способность облегчает эмоциональную регуляцию и способствует эффективной ментализации. Однако, если в ранние годы жизни ребенок сталкивается с постоянным пренебрежением, и у него формируется небезопасная привязанность к родителю, в последующие годы жизни он может стать слишком уязвимым, и у него могут возникнуть проблемы и трудности в плане эмоциональной регуляции. Считается, что небезопасная привязанность вмешивается в развитие способностей к ментализации. Если основной опекун проявляет непоследовательность или постоянно отсутствует в жизни ребенка, последнему не так уж и просто понять намерения, лежащие в основе действий опекуна, и все это нарушает процесс ментализации.

Питер Фонаги и Энтони Бейтман применили концепцию ментализации к лечению людей с пограничным расстройством личности и разработали терапию, основанную на ментализации. Они считают, что пограничное расстройство личности (ПРЛ) ограничивает способность человека к ментализации. Это нарушение может быть обусловлено генетической предрасположенностью, либо оно может стать следствием пренебрежения со стороны родителей в ранние годы жизни. Ограничение способностей к ментализации может затруднить идентификацию собственных мыслей и чувств и понимание переживаний других людей.

ТЕХНИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАМКАХ ТЕРАПИИ, ОСНОВАННОЙ НА МЕНТАЛИЗАЦИИ

Основная цель ТОМ – развитие и совершенствование способностей к ментализации. Терапевт концентрируется на психическом состоянии человека – в том числе на его мыслях, чувствах и желаниях. На начальных этапах одной из первостепенных задач является стабилизация эмоциональных проявлений, наблюдающихся в ходе терапии – то есть терапевт помогает пациенту обрести контроль над своими чувствами и эмоциями так, чтобы он смог удержаться от совершения импульсивных поступков. Регуляция выражения эмоций является необходимой и обязательной для перехода на следующий этап, на котором человек изучает механизмы работы собственного сознания и сознания других людей.

В рамках ТОМ может использоваться целый ряд различных техник – на данный момент существует множество полезных и эффективных способов вмешательства, усиливающих способности к ментализации. Терапевт может задавать клиенту вопросы, позволяющие ему исследовать свое психическое состояние, или он может выдавать возможные интерпретации для того чтобы помочь клиенту лучше понять собственные мысли или желания.

Несмотря на разнообразие практических техник и методик, используемых в рамках ТОМ, специалисты придерживаются определенной стратегии и исходят из определенного набора изначальных установок, который включает проявление терпения и заинтересованности в ходе совместного исследования самых разных перспектив – то есть эта методика подразумевает постоянное сотрудничество терапевта и клиента. Специалист принимает все и любые точки зрения и расспрашивает клиента о его личных переживаниях, в то же время отслеживая его личный, индивидуальный процесс ментализации. Терапевтический процесс подразумевает предоставление времени и пространства для расширения и углубления понимания тех психических процессов, которые происходят как внутри терапии, так и за ее рамками.

КАК ВЫГЛЯДИТ ПРОЦЕСС МЕНТАЛИЗАЦИИ?

Если в ранние годы жизни у ребенка сформировалась безопасная привязанность к основному опекуну, он может научиться понимать чувства и переживания других людей еще до того, как он начнет осознавать собственные эмоции. Чувствительный и внимательный опекун обычно настроен на эмоции ребенка, и он умеет их отзеркаливать, выдавая обратную связь. Например, если ребенок расстроен или переживает душевные страдания, такой опекун проявит заботу, и в его выражении лица будет прослеживаться тревога или волнение. Наблюдая за такими проявлениями озабоченности, ребенок начинает понимать собственные чувства и переживания, развивая свою способность к ментализации.

ТОМ позволяет развить способности к ментализации тем людям, которым в детстве не хватало безопасной привязанности. В основном эта трансформация происходит через установление терапевтической привязанности, которая создает идеальные условия для исследования собственного психического состояния и психического настроя других людей. Терапевт может помочь клиенту в формировании рациональных, связных и последовательных моделей репрезентации собственных мыслей и чувств. Развитие способностей к ментализации впоследствии поможет человеку расширить и углубить понимание собственных переживаний и освоить более эффективные стратегии их регуляции.

ПРОБЛЕМЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО ПРОРАБОТАТЬ С ПОМОЩЬЮ ТЕРАПИИ, ОСНОВАННОЙ НА МЕНТАЛИЗАЦИИ

Проведённые исследования показали, что ТОМ может стать очень эффективным способом лечения пограничного расстройства личности. Однако существуют также и другие расстройства психического здоровья, подразумевающие некоторые трудности с ментализацией - к ним относится депрессия, антисоциальное расстройство личности, расстройства пищевого поведения и различные зависимости. И ТОМ также может применяться для проработки всех этих состояний. Кроме того, ТОМ использовалась в семейной терапии и в проработке отношений между родителями и детьми. Этот вид терапии может оказаться в тех случаях, когда использование других видов лечения психических расстройств не дало особых результатов.

ПРОБЛЕМЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ

Создатели ТОМ признают, что эта терапевтическая методика не так уж и сильно отличается от других вмешательств, используемых для лечения пограничного расстройства личности – то есть другие техники могут оказаться не менее эффективными. Наличие веских доказательств позволяет с уверенностью называть ТОМ эффективным способом лечения пограничного расстройства личности, однако на данный момент у нас нет достаточного количества данных касательно ее использования в проработке других психических расстройств, и все еще существует необходимость в проведении большего числа исследований в этой области.
< Терапия эмоциональной трансформации (ТЭТ)    Терапия, повышающая мотивацию (ТПМ) >
Позвоните нам!
Ваш заказ готов к оформлению
Личный кабинет
Вам будет доступна история заказов, управление рассылками, свои цены и скидки для постоянных клиентов и прочее.
Ваш логин
Ваш пароль