Терапевты, специализирующиеся на теории овладения контролем, учат людей идентифицировать свои ограничивающие убеждения, определять их ценность и подчинять свои мысли и модели поведения своей воле – так, чтобы контроль над ними помогал им преодолеть любое негативное влияние каких-то патогенных убеждений.
ТЕОРИЯ И РАЗВИТИЕ
Психоаналитик Джозеф Вайс развил теорию овладения контролем после того, как он обнаружил, что многие из его пациентов спонтанно обрели понимание своих проблем и тревог после столкновения с ними во время сеанса терапии – причём в процессе он не предлагал никаких собственных интерпретаций. Вайс понял, что это открытие отражает идеи, представленные в последних публикациях Фрейда, и все это подтолкнуло его к началу исследования способности людей выводить подавленные переживания на поверхность сознания, когда они находятся в безопасной среде и понимают, что они могут сделать это без страха и опасений.
Вайс продолжил свои исследования, и в 1965 году к нему присоединился доктор Хал Сэмпсон. Вместе они отточили и усовершенствовали теорию Вайса и установили, что человек обладает естественной тягой к обретению контроля над собственным подсознанием и воспоминаниями о травмирующем жизненном опыте или о событиях, которые оказали на него интенсивное воздействие какого-то другого характера. В 1972 году они создали организацию, которая на данный момент носит название Группа исследований в области психотерапии в Сан-Франциско, в которой они занимались эмпирическими исследованиями теории Вайса и изучением ее практического применения.
КАК РАБОТАЕТ ТЕОРИЯ ОВЛАДЕНИЯ КОНТРОЛЕМ?
Термин «контроль» описывает способность человека осознавать угрожающую ему опасность и корректировать персональную защиту в соответствии с ней. Термин «овладение» относится к мотивации и способности справляться с испытаниями, трудностями и вызовами при столкновении с ними. В данном случае цель лечения – помочь человеку выявить свои патогенные убеждения и протестировать их в контексте реальности. В ходе терапии специалист создает атмосферу безопасности и надежности – так, чтобы клиент почувствовал, что он может ослабить свои оборонительные рубежи и свободно выразить свою истинную сущность, раскрывая все грани своей аутентичной личности.
Согласно теории овладения контролем, патогенные убеждения представляют собой модели и шаблоны мышления, которые постепенно формировались под влиянием взаимодействия с другими людьми, жизненного опыта и личных переживаний человека, а также его наблюдений и представлений (как осознанных, так и неосознанных), и со временем они прочно закрепились в его сознании. Эти интерпретации и системы убеждений часто согласуются с системой взглядов его родителей, его наставников, воспитателей или других опекунов. Например, ребенок, периодически реализующий модели поведения, которые вызывают негативную реакцию у его воспитателей, может сформировать и закрепить определенные шаблоны восприятия этих реакций.
По мере дальнейшего роста и развития люди часто используют эти системы убеждений для обретения ощущения безопасности, как основу для принятия решений и как подсказку для выбора общего направления в жизни, а также как фундамент и поддержку в процессе поиска своего персонального пути к успеху. Если патогенные убеждения ограничивают естественные способности человека, они могут привести к появлению проблем на уровне психического здоровья. Травмирующие переживания могут исказить процесс формирования убеждений и закрепить в сознании человека иррациональное объяснение травмы - потенциально все это может оказать долгосрочное негативное влияние на процесс его роста и развития.
Дисфункциональные патогенные убеждения могут формироваться целым рядом различных способов - например:
- Амора, 5 лет, убегает от отца, потому что она хочет поиграть с другими детьми на площадке, которая находится всего в нескольких метрах. Отец очень сильно расстраивается из-за ее поведения и выражает свою фрустрацию по поводу того, что Амора проводит с ним недостаточно времени. Она начинает верить в то, что оставлять отца одного – это плохо, и это убеждение может привести к последующему развитию сепарационной тревоги (тревожности при расставании) или социальной фобии.
- Хайро, 8 лет, живет с матерью. Его мать одинока, и она часто высказывает негативные взгляды по поводу мужчин в целом и их «никчемности» в рамках отношений в частности. Ее привычка отвергать мужчин как «ни на что не годных» созданий может расстроить Хайро и привести его в полное замешательство, и он может прийти к выводу о том, что он тоже в каком-то смысле является никчемным и дефективным, ведь он тоже относится к мужскому полу. В итоге его самооценка может существенно снизиться, либо у него может развиться депрессия.
- Найя, 12 лет, очень хорошо учится в школе и всегда рассказывает родителям о своих достижениях. Она замечает некоторую зависть с их стороны: родители вроде бы хвалят ее за хорошие оценки, и в то же время сопровождают эту похвалу саркастичными комментариями о том, что она «слишком хороша» для них. Такая реакция может заставить ее поверить в то, что ее постоянные успехи причиняют родителям боль или представляют для них определенную угрозу, и потенциально все это может привести к развитию тревожности или депрессии в будущем.
Выявление подобных убеждений и их тестирование на соответствие реальности позволяет многим людям пересмотреть свои взгляды и модели поведения и скорректировать их так, чтобы ослабить влияние вредоносных убеждений или вовсе избавиться от них. Обычно этот процесс происходит под руководством лицензированного специалиста в области психического здоровья, прошедшего профессиональную тренировку по использованию теории овладения контролем.
ТЕХНИКИ, ИСПОЛЬЗУЮЩИЕСЯ В ТЕОРИИ ОВЛАДЕНИЯ КОНТРОЛЕМ
Терапевты, специализирующиеся на теории овладения контролем, используют специфические техники для того чтобы провести клиента через процесс выявления и раскрытия подавленных переживаний, сформировать новые модели поведения и шаблоны реакций и помочь клиенту расширить границы осознания и закрепить новые убеждения. Терапевт помогает клиенту распознать ошибочные убеждения и подсказывает ему, как именно он может протестировать эти взгляды на степень их соответствия реальности. Как только клиент сделает все это, он сможет пересмотреть свои мысли и модели поведения и скорректировать их так, чтобы он мог идти вперед, к прогрессу, не страдая от негативного влияния этих убеждений.
ТЕСТИРОВАНИЕ И ОБРЕТЕНИЕ ОЗАРЕНИЙ (С РАСШИРЕНИЕМ ГРАНИЦ ПОНИМАНИЯ)
Терапевт поощряет клиента протестировать свои убеждения на самых первых этапах терапии, основанной на теории овладения контролем. Терапевт стремится помочь клиенту понять и осмыслить функции тех патогенных убеждений, которые все это время направляли его и подталкивали к определенным поступкам и переживаниям. Например, он может помочь клиенту выявить специфическое убеждение, которое со временем превратилось в агорафобию, и осознать, что оно изначально закрепилось в его сознании для того чтобы обеспечить его безопасность. Как только у клиента сформируется полное понимание истинной цели и функции его убеждений, он с большей легкостью сможет уловить тот момент, в который будет безопасно исследовать их корни и изначальные причины их формирования. Когда человек, проходящий лечение, чувствует в себе готовность продолжать исследования, он может обнаружить, что терапия предоставляет ему безопасную среду, не предполагающую осуждения, - такую среду, в которой он может исследовать эффекты и последствия всех этих переживаний или силу их воздействия на формирование искаженных убеждений.
ПОДСОЗНАТЕЛЬНЫЕ ПЛАНЫ
В ходе терапии клиент вместе с терапевтом может отрепетировать подсознательные планы преодоления травмы. Эта ролевая игра становится особенно полезной и уместной в те моменты, когда проблемы, связанные с определенными патогенными убеждениями, выходят на первый план во время сеанса. В процессе лечения терапевт обычно идентифицирует определенные модели, которые клиент использует для тестирования реакций терапевта. Когда терапевт реагирует какими-то новыми и непривычными для клиента способами и/или демонстрирует реакции, дающие клиенту поддержку и выражающие принятие, человек, проходящий терапию, начинает сомневаться в истинности патогенного убеждения и в итоге развенчивает его.
ТИПЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
Когда терапевт выдает реакции, которые являются новыми и непривычными для клиента, и/или реализует модели, дающие клиенту поддержку и выражающие сопереживание и принятие, человек, проходящий терапию, начинает сомневаться в истинности патогенного убеждения и в итоге развенчивает его.
В терапевтических отношениях между терапевтом и клиентом реализуются две модели тестирования – тесты, подразумевающие перенос, и тесты, переводящие пассивное в разряд активного. Оба вида тестирования дают терапевту возможность предложить клиенту новые переживания, которые ставят под сомнение патогенное убеждение, уже давно присутствующее в его сознании. Человек, проходящий лечение, может продолжать тестировать терапевта, осознанно или неосознанно повторяя определенные действия или модели поведения, которые предоставляют возможность проработать дисфункциональные и неадаптивные убеждения и заменить их новыми убеждениями, поддерживающими существование здоровых и позитивных моделей поведения. Именно так терапия, основанная на теории овладения контролем, разубеждает клиента в истинности неадаптивных взглядов и позволяет заменить их новой, куда более продуктивной системой убеждений.
Тесты, подразумевающие перенос, выглядят как реализация моделей поведения, основанных на травмирующей реакции из детства клиента. Тесты, переводящие пассивное в разряд активного, выглядят как воссоздание детской травмы в виде преувеличенных и драматизированных образов и переживаний – причем клиент может делать это как осознанно, так и неосознанно. Таким образом он предоставляет терапевту информацию о том, что он пережил, будучи ребенком – фигурально выражаясь, выдает отчет «из первых рук».
ПРОБЛЕМЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО ВЫЛЕЧИТЬ С ПОМОЩЬЮ ТЕОРИИ ОВЛАДЕНИЯ КОНТРОЛЕМ
Теория овладения контролем – это подход, нацеленный на проработку негативных или вредоносных убеждений, сформировавшихся в результате переживания травмы или другого опыта, который оказал на человека сильнейшее влияние. Из-за этих убеждений человек может столкнуться с определенными поведенческими или эмоциональными проблемами и трудностями, которые могут повлиять на общее состояние его здоровья и/или поспособствовать появлению или усилению психических расстройств. Многие трудности в профессиональной деятельности, в семейных, дружеских или романтических отношениях тоже являются результатом воздействия патогенных, дисфункциональных и неадаптивных убеждений, закрепившихся в сознании человека.
Подход, основанный на теории овладения контролем, можно использовать для проработки следующих проблем и состояний:
- Проблемы в отношениях: патогенные убеждения могут повлиять на способы налаживания и поддержания отношений на протяжении всей жизни, и эти эффекты могут проявиться в отношениях с родителями, друзьями, интимными партнерами или родными братьями и сестрами.
- Низкая самооценка или негативные представления о самом себе: этот вид терапии может помочь людям выявить убеждения, которые негативно влияют на их самооценку и их представления о самих себе, определить их ценность, протестировать их на степень соответствия реальности и в итоге решить эти проблемы. Терапевты, специализирующиеся на теории овладения контролем, помогают таким людям понять, как и почему у них закрепились подобные убеждения, а потом заменить их более позитивными взглядами, которые являются куда более уместными и благоприятными для сохранения хорошего самочувствия и повышения общего уровня благополучия в жизни.
- Проблемы с едой и моделями пищевого поведения, искаженный образ собственного тела: проблемы, связанные с едой и моделями пищевого поведения, часто сосуществуют с искаженным образом собственного тела – хотя так бывает далеко не во всех случаях. Одним из факторов, лежащих в основе подобных проблем, часто является травма из детства. И когда человек прорабатывает причину, породившую связанные патогенные убеждения, он создает все условия для последующего решения всех этих проблем и избавления от тревог.
- Травма и посттравматический стресс: при наличии травмы (особенно если травмирующее событие произошло в детстве, или ПТСР стало следствием неподобающего обращения или насилия в ранние годы жизни или в юности) подход, основанный на теории овладения контролем, также может оказаться очень полезным и весьма эффективным. Основным компонентом теории овладения контролем является функция терапевта: специалист позволяет клиенту снова и снова проводить тестирование, и в то же время он продолжает давать ему воодушевление, сопереживание и поддержку. Такой подход оказывается особенно эффективным при работе с детьми и молодыми людьми, имеющими проблемы с доверием из-за пережитого неподобающего обращения или насилия любого вида.
Теория овладения контролем доказала свою эффективность в деле лечения депрессии, а также в проработке горя, скорби и переживания тяжелой утраты. Различные зависимости и проблемы, связанные со злоупотреблением какими-то веществами, тоже присутствуют в обширном списке состояний, поддающихся ее воздействию. Эта методика считается эффективной и действенной отчасти потому, что она предполагает гибкий подход и не требует узкой, четко очерченной специализации – как в плане персонального стиля лечения, так и в ходе взаимодействия с клиентом. Терапевт может использоваться целый ряд различных способов для того чтобы разубедить клиента в истинности его патогенных убеждений, и специалисты, использующие теорию овладения контролем, могут обнаружить, что для каждого пациента требуется уникальный, индивидуальный подход. То есть исходные принципы можно скорректировать в зависимости от уникального жизненного опыта каждого клиента и особенностей формирования его персональных убеждений.
ОГРАНИЧЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Группа исследований в области психотерапии в Сан-Франциско посвятила много времени изучению и освещению различных преимуществ терапии, основанной на теории овладения контролем. Эта организация заявляет, что одна из ее основных целей заключается в распространении теории овладения контролем и ее становлении как практической методики, подкрепленной вескими доказательствами. Однако критики выявили несколько ограничений, которые стоит принять во внимание потенциальным участникам этой практики.
- Процесс тестирования (который представляет собой основную часть терапевтической работы) слишком сильно полагается на способность терапевта идентифицировать те моменты, когда клиент тестирует его самого. При отсутствии достаточной квалификации и достаточного опыта терапевт может непреднамеренно поспособствовать сохранению ошибочных убеждений. Если терапевт не способен уловить эти моменты и правильно их интерпретировать, проблема так и останется нерешенной.
- Теория овладения контролем подразумевает некоторые риски редукционистского характера – точно так же, как и любые другие терапевтические методики, основанные на работах Фрейда. Характерное для этой теории представление о том, что проблемы с психическим здоровьем являются прямым следствием травмирующих отношений с основными опекунами, находится на грани чрезмерного упрощения. Его также можно рассматривать как заявление о существовании прямой причинно-следственной связи между поведением родителей (опекунов или других лиц, предоставляющих уход и заботу) и психическим здоровьем индивидуума – а наличие таких связей очень трудно доказать. Эта теория не оставляет пространства для альтернативных вариантов и допущений – то есть она исключает возможность того, что эти мысли и модели поведения могут быть обусловлены влиянием каких-то других факторов.
- Эта теория обходит вниманием людей, имеющих проблемы на уровне психического здоровья и в то же время заявляющих о том, что они не переживали какой-то значимой травмы в детстве. Например, теория овладения контролем не предложит ясного и четкого объяснения человеку, который страдает от депрессии и при этом утверждает, что в детстве с ним не случалось ничего травмирующего, и его отношения с родителями, воспитателями и опекунами были позитивными и продуктивными.
Так же, как и в любом другом виде психотерапии, опыт и квалификация клинического специалиста играет здесь очень важную роль – чем более опытным и умелым является терапевт, и чем более позитивными и продуктивными будут терапевтические отношения, тем более благоприятным окажется исход терапии, и тем выше вероятность достижения успеха. Многие люди, которые прошли лечение, основанное на теории овладения контролем, заявляют о том, что в их случае эта форма терапии оказалась весьма эффективной и действенной.