Специалисты, практикующие этот подход, верят в то, то опекун или родитель играет критически важную роль в процессе исцеления, и он сам может стать терапевтом, используя специальные нарративы (или рассказы), которые становятся средством проработки и «починки» неудовлетворённых потребностей ребёнка или подростка.

Этот вид терапии в основном ориентирован на детей и молодых людей в возрасте от трех лет до 21 года, которые столкнулись с проблемами, связанными с усыновлением, нарушениями механизмов формирования привязанности и травмами в раннем детстве. Однако он также может применяться для проработки других проблем и трудностей, и он может оказаться полезным для людей, обратившихся за терапией по каким-то другим причинам.

ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ

Этот подход был разработан Джоанной С. Мэй для проработки проблем в отношениях, эмоциях и поведении, которые стали следствием травмы, полученной в раннем детстве, или неподобающего обращения и пренебрежения в ранние годы жизни. В этой методике прослеживается ее глубинное понимание сути травмы и теории привязанности, и эти принципы органично сочетаются с техниками нарративной терапии. Будучи результатом четырех десятков лет работы с усыновленными детьми, приемными семьями, а также детьми, проживающими в детских домах, клиниках и других учреждениях опеки, семейная нарративная терапия привязанности официально оформилась как отдельная практика в 1995 году. Согласно Мэй, при разработке этой методики она учитывала информацию, полученную от сотен родителей и опекунов, и их отзывы и личный опыт нарративной работы поспособствовали совершенствованию и оттачиванию теории и практики.

Фундаментом семейной нарративной терапии привязанности стала теория привязанности и работы таких исследователей, как Джон Боулби, Мэри Эйнсворт, Кэрол Джордж и Джудит Соломон. В основном этот подход базируется на теории Боулби о формировании привязанности в ранние годы жизни и "внутренней рабочей модели", которая возникает в сознании младенцев и маленьких детей по отношению к объектам привязанности и внешнему миру в целом. Именно эта модель определяет общий подход и отношение к окружающей среде, и определённые предубеждения и искажения на этом уровне могут повлиять на мысли, эмоции и поведение ребёнка.

ТЕОРИЯ СЕМЕЙНОЙ НАРРАТИВНОЙ ТЕРАПИИ ПРИВЯЗАННОСТИ

Основой этого вида терапии является теория привязанности, согласно которой каждый ребёнок стремится к обретению ощущения безопасности и надёжности, каждому ребёнку нужна стабильность и внимание со стороны опекунов. Если в ранние годы жизни ребёнок постоянно и последовательно удовлетворяет эти потребности, у него, как правило, формируется здоровая привязанность. Но если он сталкивается с пренебрежением, неподобающим обращением или насилием, или в раннем детстве он переживает травмирующие события, нормальное формирование привязанности оказывается под угрозой. Подобные обстоятельства могут повлечь за собой негативные последствия на когнитивном, эмоциональном и физическом уровне, а также на уровне отношений. Неподобающее обращение и насилие, оставление и ощущение брошенности, физический или эмоциональный ущерб, скорее всего, исказит рабочую модель, которую ребенок использует по отношению к объектам привязанности. Дети, пережившие подобный опыт, продолжают формировать привязанности для того чтобы обеспечить удовлетворение своих потребностей, но у них нет надёжной внутренней модели, которая помогла бы им найти свой путь в этом мире, и из-за всего этого в сознании ребёнка могут закрепиться неадекватные и неадаптивные стратегии удовлетворения своих потребностей.

На этом важном этапе развития ребёнок начинает исследовать окружающий мир, и он учится использовать своих опекунов в качестве "безопасной базы", от которой он может отталкиваться и в которую он может вернуться. Наличие такого тыла дает ему смелость для того чтобы идти на определённые риски. Он как будто оглядывается назад в надежде получить подтверждение, одобрение и поддержку родителей или опекунов, сверяя с ними свои действия, и когда родители или опекуны постоянно и последовательно дают ребенку подтверждение и поддержку, он понимает, что он находится в безопасности, и у него есть надежный тыл. Однако неподобающее обращение, пренебрежение, насилие или травмирующий опыт может привести к появлению ощущения ненадёжности – ребёнок не чувствует себя в безопасности, и создаваемый им нарратив (или последовательное повествование о собственных переживаниях) становится запутанным, разрозненным и фрагментированным. Все это может нарушить процесс развития, потому что травма, полученная в ранние годы жизни, может закрепить в сознании ребёнка веру в то, что у него нет никакой "безопасной базы", от которой он может отталкиваться в своих исследованиях окружающего мира. Например, если родитель позволяет себе проявлять физическую агрессию по отношению к ребенку, он становится для него источником страха, в то же время оставаясь фигурой, по определению обеспечивающей его безопасность. Ребенок, попавший в такие запутанные отношения, может страдать от чрезмерной тревожности, либо он может перенять контролирующие или требовательные модели поведения у такого родителя или опекуна. Пережитая травма также нарушает процесс настройки – в нормальных условиях настройка позволяет родителям укрепить и усилить связанность с ребёнком через удовлетворение его потребностей, отражение его языковых особенностей и его переживаний и создание общей перспективы, но в таких условиях весьма непросто достичь всех этих целей.

Сторонники семейной нарративной терапии привязанности верят в то, что нарушения процесса формирования привязанности между ребенком и его родителями или опекунами часто можно исправить с помощью корректировки имеющихся нарративов. Специалисты, практикующие этот подход, учат родителей и опекунов эффективным стратегиями, которые позволят им подтолкнуть своих детей к переписыванию несвязных и фрагментированных нарративов и их превращению в связные позитивные истории.

КАК РАБОТАЕТ ЭТА МЕТОДИКА ЛЕЧЕНИЯ?

Семейная нарративная терапия привязанности нацелена на улучшение и укрепление связи между детьми и их наставниками/опекунами. Перед началом лечения терапевт проводит тщательную и всестороннюю оценку для того чтобы определить, подойдет ли эта терапия данной конкретной семье. Если этот вариант подходит, семья начинает прохождение лечения по интенсивной и насыщенной программе. Курс терапии длится примерно две недели и состоит из ежедневных сеансов. Все это время родителей учат конструировать нарративы (или рассказы) – основной инструмент, применяемый в рамках этого вида терапии – которые позволят активизировать и облегчить процесс исцеления у ребёнка.

В ходе терапии родители и другие опекуны осваивают четыре типа нарративов:
  • Заявление: терапевт помогает родителям описать желательные для них стратегии воспитания и исполнения родительских обязанностей в ранние годы жизни ребенка – такими, какими они хотели бы их видеть. Он учит родителей представлять своего ребёнка в роли беспомощного младенца, который так нуждается в безопасности и надёжности, в защите и любви, а потом обсуждает с ними нужды и потребности ребёнка, связанные с привязанностью, поддержкой и подпиткой.
  • Развитие: этот вид нарратива строится на заявительном нарративе. Опекун от первого лица рассуждает на тему развития своего ребенка и делится своими надеждами и мечтами по поводу его успехов на том или ином этапе. С помощью такого нарратива он может просветить ребенка, рассказывая ему о моделях поведения и адаптации, которые являются уместными в текущей фазе развития. Этот нарратив не только укрепляет связи между ребёнком и опекуном, но и помогает ребёнку развить новые навыки и умения, а также учит его пересматривать или адаптировать свои заключения по поводу собственного жизненного опыта.
  • Травма: нарративы, концентрирующиеся на заявлении и развитии, центрируются вокруг привязанности по отношению к родителю или опекуну, а этот вид нарратива концентрируется на проработке и исцелении реального жизненного опыта ребенка. Под руководством терапевта родители учатся рассказывать истории, похожие на сказки, и в этом повествовании от третьего лица главный герой переживает испытания и трудности, похожие на то, что довелось пережить ребенку. Эти истории помогают провести рефрейминг травмирующего опыта и найти новый смысл и значение в этих переживаниях.
  • Успешный ребёнок: родитель создаёт повествование от третьего лица, в котором он особо подчеркивает таланты и способности главного героя, эффективно преодолевающего препятствия и достигающего выдающихся успехов. Этот вид нарратива помогает ребенку интернализировать и усвоить адаптированную, скорректированную рабочую модель собственной жизни и собственного мира. Эта новая рабочая модель облегчает настройку и усиливает привязанность между ребёнком и родителем (или опекуном),и довольно часто она дает дополнительное преимущество в виде позитивных изменений на уровне самоощущения ребёнка и его представлений о самом себе.
Как правило, этот вид лечения улучшает и усиливает связи между детьми и их опекунами, и многие дети также осваивают новые навыки и умения и учатся пересматривать или адаптировать свои заключения касательно собственного жизненного опыта. В дополнение к нарративу специалисты часто включают в терапевтический процесс такие методики, как игровая терапия, аудио-визуальная тренировка (АВТ) и техника перемотки, которые помогают семьям проработать любые непростые эмоции, возникающие в ходе лечения. На заключительных этапах двухнедельного курса терапевт выдаёт рекомендации на будущее, касающиеся последующей терапии, программ поэтапной проработки или каких-то других вариантов лечения.

ПРОБЛЕМЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО ПРОРАБОТАТЬ С ПОМОЩЬЮ ЭТОЙ МЕТОДИКИ

Этот вид терапии в основном используется как способ интенсивной и насыщенной проработки проблем в семье или в отношениях "родитель-ребёнок" - особенно трудностей в формировании привязанности. И вот какие проблемы можно решить с помощью этого вида терапии:
  • Тревожность
  • Проблемы, связанные с усыновлением и воспитанием в приемной семье
  • Сепарационная тревога
  • Посттравматический стресс
  • Проблемы, связанные с неподобающим обращением, пренебрежением и насилием
  • Проблемы в отношениях между родителем (опекуном) и ребёнком
Результаты исследований также указывают на эффективность этого подхода в лечении расстройств пищевого поведения и в проработке проблем, связанных с привязанностью между родными братьями и сёстрам, а также некоторых поведенческих проблем. Результаты одного из тематических исследований Мэй, которые были опубликованы в 2005 году, говорят о том, что этот вид терапии дает эффект в лечении ночного недержания мочи и чрезмерной озабоченности едой у детей. Кроме того, этот подход также может использоваться для того, чтобы помочь детям освоить и усовершенствовать определенные навыки и умения. Применение этой методики при работе с детьми, страдающими от фетального алкогольного синдрома или других состояний, вызывающих задержку развития или влияющих на некоторые аспекты этого процесса, также даёт эффект, выражающийся в значительном улучшении состояние ребёнка.

Родители или опекуны, испытывающие гнев, фрустрацию или расстройство, или переживающие какие-то другие трудности, связанные с заботой о ребенке, который имеет проблемы с привязанностью или переживает какое-то другое состояние, часто замечают значительные улучшения в собственном самочувствии после применения этого подхода. Понимающий терапевт становится источником поддержки, и он помогает им восстановить свои способности к проявлению сопереживания и эмпатии по отношению к ребёнку с одновременным налаживанием и укреплением связанности с ним.

ПРОБЛЕМЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ

Имеющиеся результаты исследований эффективности этого подхода кажутся многообещающими, и все же нет никаких гарантий того, что эта программа улучшит состояние каждого ребёнка, пережившего травму в раннем детстве. Воздействие алкоголя или наркотиков в ранние годы жизни, генетические нарушения или неврологические проблемы могут повлиять на способность ребёнка успешно формировать привязанности – в том числе с опекунами.

Степень готовности родителей и других опекунов взять на себя роль "нарративного терапевта" для ребёнка может стать ещё одним ограничением. Семейная нарративная терапия привязанности требует желания и готовности к упорной работе над укреплением привязанности в отношениях – то есть терапевт ожидает от родителей или опекунов искреннего стремления предоставлять ребенку сопереживание и эмпатию, проверять и оценивать эти отношения, а также любить и прощать своего ребенка. Родители или опекуны, которые испытывают гнев по отношению к ребёнку или не могут идентифицировать специфические проблемные модели из прошлого, возможно, ещё не готовы к активному участию в работе над укреплением привязанности.

И, наконец, имеющиеся источники и результаты исследований в области методологии семейной нарративной терапии привязанности в основном ориентированы на приёмные семьи и воспитание в специализированных учреждениях. Однако к терапевтам часто обращаются биологические родители, которые столкнулись с последствиями травмы, пережитой ребенком в раннем детстве (это также может быть пренебрежение, неподобающее обращение или насилие в ранние годы жизни) – и поэтому было бы очень полезно провести дополнительные исследования и разработать дополнительные инструкции, касающиеся работы с биологическими семьями. Эта информация пригодится практикующим специалистам, работающим с этим слоем населения.

Сеанс для обесценивания ПТСР или Фобии0%
Сеанс для обесценивания ПТСР или Фобии
Индивидуальный сеанс для обесценивания психологической травмы, фобии или эксклюзивного вида ОКР
7 000 руб.
7 000 руб.
Травля в детстве0%
Травля в детстве
Сеанс поможет вам успокоить эмоции, связанные с болезненными воспоминаниями, оставить эти события в прошлом и просто пойти дальше по жизни
1 800 руб.
1 800 руб.
Отчуждение подростка от родителя0%
Отчуждение подростка от родителя
Сеанс поможет вам оставаться спокойным в тех ситуациях, которые обычно выводили вас из себя
1 800 руб.
1 800 руб.
Примирение с проблемным детством (2022)0%
Примирение с проблемным детством (2022)
Сеанс с помощью метафоры поможет вам дистанцироваться от своих неприятных воспоминаний, и у вас появится возможность направить всю свою энергию на построение заслуженного прекрасного будущего

1 800 руб.
1 800 руб.
Как пережить развод родителей  (2022)0%
Как пережить развод родителей (2022)
Сеанс разработан специально для маленьких детей. Он представляет собой увлекательную и захватывающую "сказку", которая отражает происходящее во внешнем мире, не уделяя особого внимания деталям
1 800 руб.
1 800 руб.
< Секс-терапия    Семейная терапия >
Позвоните нам!
Ваш заказ готов к оформлению
Личный кабинет
Вам будет доступна история заказов, управление рассылками, свои цены и скидки для постоянных клиентов и прочее.
Ваш логин
Ваш пароль
+7 (903) 723-21-30
Работаем для вас с 10:00 до 20:00