ПОНИМАНИЕ СУТИ РАБОТЫ СО СНОВИДЕНИЯМИ
Работа со сновидениями является ключевым компонентом нескольких терапевтических моделей. Она может быть самостоятельной – по инструкции из серии "помоги себе сам", - или она может представлять собой часть более широкой программы терапии. Термин "работа со сновидениями" может обозначать как общую проработку сновидений, так и специфические техники их использования в терапии с определённой целью. Несмотря на то, что многие психотерапевтические модели используют сновидения для тех или иных целей, специфика работы со сновидениями может значительно отличаться в разных теориях.Основное отличие между толкованием снов и работой со сновидениями заключается в том, что во втором случае терапевт не анализирует содержание снов клиента и не пытается дать им ясную и чёткую интерпретацию. В ходе анализа или интерпретации сновидений терапевт выступает в роли эксперта, который идентифицирует символы и выявляет их значение. В ходе работы со сновидениями терапевт играет роль гида или наставника, который сопровождает клиента на пути исследования и помогает ему самостоятельно выявить значение своих снов.
Один из ключевых принципов работы со сновидениями заключается в следующем: человек исследует сны, используя уникальный язык сновидений, который является индивидуальным в каждом конкретном случае. Терапевты, специализирующиеся на работе со сновидениями, рассматривают сны как выражение и продолжение мыслей, сформировавшихся в состоянии бодрствования, а также чувств, тревог и воспоминаний этого человека, и, будучи таковыми, они являются уникальными и неповторимыми для каждого клиента. То есть только сам человек может идентифицировать цель, сообщение или значение того или иного сновидения.
В ходе работы со сновидениями клиент делится своими снами, а терапевт задаёт вопросы, зондирующие почву, пытаясь собрать максимально возможное количество информации. И только после исследования всего массива информации о сновидении терапевт может высказаться по поводу его содержания, присутствующих в нем символов или описанных образов.
Например, пока клиент рассказывает сон, в котором он сидел в маленькой лодочке, отчаливающей от берега в спокойное море, терапевт может задавать вопросы, направленные на исследование множества разных символов, упомянутых в этом рассказе. Терапевт расспрашивает обо всех деталях окружающего пейзажа, выявляя все больше визуальных подробностей, и в такой же манере выявляет все тонкости и нюансы эмоционального состояния человека в этом сне. Также здесь могут оказаться полезными исследовательские вопросы вида "Какое впечатление производит вода? Будет шторм?" или "Куда направлялась ваша лодка?". В зависимости от модели, используемой терапевтом, обсуждение сновидения может послужить отправной точкой для более глубокой и расширенной проработки имеющихся проблем, или дать начало работе, ориентированной на будущее.
Большинство методик работы со сновидениями помогают сновидцу выяснить, что именно представляет собой тот или иной сон. Терапевт, практикующий работу со сновидением, налаживает с клиентом сотрудничество на условиях равноправного партнёрства, и с этих позиций он не только помогает клиенту выяснить, что означают его сновидения, но и пытается определить, как можно использовать эти сны для достижения терапевтических целей и наполнения смыслом определённых направлений терапевтического процесса.
РАЗВИТИЕ И ИСТОРИЯ
Люди интересовались и восхищались сновидениями на протяжении многих тысяч лет. Во все века сны давали вдохновение для научных открытий, создания творческих шедевров и различных изобретений. Философы, учёные и, конечно же, психологи уже давно пытались разгадать таинственную природу сновидений. Впервые сновидения начали использоваться в психотерапии после публикации работы Фрейда "Толкование сновидений" в 1900 году. Фрейд считал, что сновидения включают явное и скрытое содержимое, и оба этих уровня можно расшифровать и интерпретировать с помощью психоаналитической техники под названием "метод свободных ассоциаций".Студент и по совместительству друг Фрейда, психоаналитик Карл Юнг, задал работе со сновидениями несколько иное направление – он включил в неё исследование архетипов и художественное выражение. Он считал, что психотерапевты должны использовать сны такими способами, которые дадут максимум преимуществ клиентам и действительно пойдут им на пользу. Даже сегодня такая форма интерпретации сновидений остаётся основным компонентом юнгианской терапии.
В 1930-тых годах психиатр Альфред Адлер использовал сновидения для выявления личностных особенностей клиента, его образа жизни и имеющихся проблем. Он рассматривал сновидения как средство для проработки проблемных состояний и формирования ощущения собственной ценности у клиента. Эта методика работы со сновидениями часто реализуется в современных моделях адлерианской терапии.
Далее в 20-том веке многие другие терапевтические модели тоже включали в свою практику работу со сновидениями. Например, гештальт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия и экзистенциальная терапия адаптировали некоторые формы работы со сновидениями для использования в рамках соответствующих теоретических принципов. В 1990-тых годах терапевт Клара Е. Хилл разработала когнитивно-эмпирическую модель сновидений, в основе которой лежали многие принципы ранее разработанных теорий сновидений. На данный момент различные методики работы со сновидениями широко используются во многих странах по всему миру. Более подробная информация по этому вопросу представлена на сайте Международной ассоциации изучения сновидений.
НАУКА СНОВИДЕНИЙ
Люди интересовались сновидениями на протяжении многих веков, и некоторые древние цивилизации верили в то, что сны позволяют нам установить связь с богами. Развитие технологий позволило учёным обрести более полное понимание сути сновидений, но они по-прежнему остаются предметом продолжающихся исследований.Согласно одной популярной теории из области нейробиологии, сны представляют собой импульсы, исходящие из головного мозга, пока человек спит, и, будучи таковыми, они не имеют какого-то существенного значения и никак не соотносятся с нашей жизнью в состоянии бодрствования. Однако Фрейд и множество других психологов подчёркивали важность снов в понимании подсознания и формировании представления об этой части нашей сущности. В наши дни специалисты в области эволюционной психологии соглашаются с тем, что сновидения появляются в нашем сознании не просто так – у них есть какая-то цель, и они несут в себе определённый смысл.
Одна из все ещё формирующихся теорий утверждает, что сны помогают людям перерабатывать эмоции, превращая наши чувства в воспоминания. Согласно этой теории, эмоции, переживаемые в сновидениях, являются вполне реальными, и сновидения пытаются вывести эти эмоции из сна и перенести их в область воспоминаний. То есть работа со сновидениями может рассматриваться как способ получения доступа к эмоциям для их последующей переработки, однако для полного понимания феномена сновидений требуются дополнительные исследования. Также они помогут понять, как именно мы можем работать с ними в рамках терапии для того, чтобы принести пользу клиентам и дать им различные преимущества.
ТЕОРИЯ РАБОТЫ СО СНОВИДЕНИЯМИ
Целый ряд терапевтических моделей включает работу со сновидениями, и это говорит о том, что данная методика строится на принципах, исходящих из нескольких систем взглядов. Несмотря на то, что ранние модели (такие, как психоанализ Фрейда и юнгианская терапия) больше концентрировались на анализе и интерпретации сновидений, они все же оказали сильнейшее влияние на использование работы со снами в контексте психотерапии.Ниже перечислены теории, лежащие в основе той формы работы со сновидениями, которая используется на сегодняшний день:
- Адлерианская теория: сновидения содержат информацию о личности человека, образе его жизни и имеющихся у него проблемах и заботах. Эмоциональное содержание сновидений может использоваться для решения проблем и формирования осознания собственной ценности.
- Гештальт-теория: сновидения представляют собой экзистенциальные сообщения, исходящие из подсознания. Они помогают людям сконцентрироваться на моменте здесь и сейчас для интеграции разных частей собственной сущности.
- Когнитивно-поведенческая теория: сновидения формируются под влиянием познания и когнитивных способностей. Они выполняют множество функций, и одна из них заключается в следующем: сновидения помогают людям осознать искажения и нарушения собственного мышления. Сновидения также можно использовать для разработки тематической стратегии решения проблем.
- Когнитивно-эмпирическая теория: сновидения включают когнитивный, эмоциональный и поведенческий элементы. Они являются уникальными и индивидуальными для каждого сновидца, и они представляют собой продолжение наших переживаний в состоянии бодрствования. Сонники не дают точной расшифровки всех этих символов - только сам сновидец способен в полной мере разобраться с ними и выявить их смысл и значение, таким образом расширяя и дополняя своё само-осознание.
УПРАЖНЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ХОДЕ РАБОТЫ СО СНОВИДЕНИЯМИ
- Групповая работа: группу возглавляет наставник, который называется "прорабом" или "мастером снов". Он не предлагает никаких версий и интерпретаций до тех пор, пока он не исследует все детали и не найдёт ответы на все вопросы. После тщательного исследования "прораб" (или "мастер снов") может сделать предсказание по поводу возможного отклика участников в форме нейтрального утверждения, позволяющего сновидцам высказать собственные мнения и предложить свои интерпретации этих образов. Например, "прораб" (или "мастер снов") может сказать: "Если бы это был мой сон, кошка могла бы олицетворять воодушевление". Во время групповой работы часто высказывается целый ряд различных предположений, версий и комментариев. Иногда сам сновидец может и не осознавать значимости этих образов вплоть до конца сеанса – то есть он в полной мере понимает собственный сон только после его проработки в группе.- Терапия образной репетиции: терапия образной репетиции (ТОР) – это довольно распространённая форма когнитивно-поведенческой работы со сновидениями. Чаще всего она используется для работы с людьми, которые страдают от частых ночных кошмаров или постоянно всплывающих снов- воспоминаний. ТОР предполагает выполнение домашних заданий: довольно часто терапевт просит клиента переписывать сценарий своего повторяющегося ночного кошмара каждый день как минимум 20 минут в день. Проблемное сновидение можно переписывать снова и снова, с новыми, ещё более приятными сюжетами и концовками. Цель переписывания этого сценария – корректировка содержания сновидения с помощью осознанного использования познания и когнитивных способностей.
- Когнитивно-эмпирическая работа со сновидениями: этот вид работы со сновидениями состоит из трёх основных этапов – исследование, понимание (или проникновение в суть) и действие. На первой стадии – исследование – сновидение описывается в настоящем времени, выявляются имеющиеся в нем образы и символы и раскрываются детали, эмоции и ассоциации, связанные с каждым из этих образов или символов. На этапе понимания (проникновения в суть) выявляются взаимосвязи между этими образами. Они могут быть связаны событиями и переживаниями из реальной жизни, моментами, вызывающими беспокойство и тревогу, и личностной динамикой, присутствующей в данный момент. На последнем этапе, предполагающем действия, терапевт помогает клиенту решить, что он собирается делать с информацией, извлечённой из сновидения. Может быть, он захочет креативно адаптировать этот сон или переработать его, совершив определённые изменения в реальной жизни, либо он может принять решение приступить в углублённой и расширенной проработке своих сновидений.
КРИТИКА И ОГРАНИЧЕНИЯ РАБОТЫ СО СНОВИДЕНИЯМИ
В статье, написанной создательницей когнитивно-эмпирической методики работы со сновидениями Кларой Е. Хилл в соавторстве с коллегой Сарой Нокс, говорится о том, что результаты многих исследований подтверждают эффективность и продуктивность этого подхода. К примеру, исследование, проведённое Краковым и др. в 2000 году, показало, что терапия образной репетиции сокращает частоту и интенсивность появления ночных кошмаров у людей, которые стали жертвами сексуального насилия и посягательств на половую неприкосновенность. К тому же в ходе тематического исследования, проведённого Юдоль-Симмонсом и Хильсенротом в 2005 году, выяснилось, что сновидения поддаются влиянию переживаний и опыта, непосредственно связанного с психотерапией. И, наконец, Димаджио и др. в 1997 году обнаружили, что приятные эмоции, переживаемые в сновидениях, постепенно усиливаются по мере улучшения состояния участников терапии.И все же одним из пунктов критики, который в большей степени относится к когнитивно-эмпирической работе со сновидениями, является недостаточное количество доказательств, подтверждающих эффективность этой методики в лечении проблем с психическим здоровьем. На данный момент присутствует необходимость в проведении большего количества исследований и получения большего количества подтверждений, основанных на опыте. Большинство имеющихся данных основаны на тематических исследованиях работы со сновидениями или на результатах одного-единственного сеанса. Несмотря на то, что эти результаты являются многообещающими, дополнительные исследования применения работы со сновидениями в психотерапии, скорее всего, окажутся очень полезными.