Коллаборативная терапия

Люди, пары или группы людей, желающие достичь взаимопонимания, повысить качество коммуникации или решить какие-то проблемы и конфликты, могут получить массу преимуществ от коллаборативной терапии в плане исследования различных перспектив.

ИСТОРИЯ КОЛЛАБОРАТИВНОЙ ТЕРАПИИ

Гарлен Андерсон создала эту методику в ходе своей терапевтической практики и неофициального исследования своих клиентов. Ей было интересно выяснить, почему терапия срабатывает для одних пациентов и никак не влияет на других. Андерсон хотела выявить факторы, способствующие трансформации в ходе терапии, а также идентифицировать все виды разговоров, помогающих клиентам возродить надежду и сохранить ее. В ходе своего неофициального исследования она общалась с самыми разными людьми, включая своих коллег, студентов и клиентов, обратившихся за терапией. В итоге Андерсон разработала постмодернистсткий коллаборативный подход, который и лег в основу коллаборативной терапии.

ТЕОРИЯ И ПРИНЦИПЫ КОЛЛАБОРАТИВНОЙ ТЕРАПИИ

Этот вид терапии основывается на постмодернизме – философском течении, предполагающим скептическое отношение к знанию и веру в то, что знание представляет собой не универсальную истину, а скорее понятие, сконструированное обществом. Коллаборативная терапия строится на двух принципах постмодернизма. Во-первых, это идея о том, что знание является текучим, и оно формируется по мере эволюции и развития языка – то есть процесс обучения и развития происходит через диалог с другими людьми. Во-вторых, это идея о существовании множественных реальностей, согласно которой единственного правильного способа восприятия той или иной ситуации просто-напросто не существует. Коллаборативная терапия предполагает полное равноправие терапевта и клиента – то есть в этих отношениях обе стороны наделены одинаковыми полномочиями.

Андерсон считает, что коллаборативная терапия представляет собой скорее философию, нежели теорию лечения или терапевтическую модель. Этот подход основан на двух ключевых принципах – налаживание и поддержание сотрудничества между терапевтом и клиентом и вовлечение в диалоги, поощряющие рост и совершение изменений. Андерсон верит в то, что этот вид терапии способствует обоюдной трансформации – как в сознании клиента, так и в сознании терапевта. Диалоги, наполненные смыслом и значением, поощряют исследование самых разных процессов и позволяют обоим участникам процесса получить новые знания и озарения, расширяющие границы понимания.

КАК ВЫГЛЯДИТ СЕАНС КОЛЛАБОРАТИВНОЙ ТЕРАПИИ?

В ходе сеанса терапевт налаживает партнерские отношения с клиентом, проходящим лечение. По сути, терапевтическая работа представляет собой диалог, основанный на сотрудничестве – причем этот диалог предполагает ВЗАИМНЫЙ ОБМЕН информацией, а не просто попытку донести информацию ДО собеседника. Клиент рассказывает свою историю, а терапевт демонстрирует навыки активного слушания и пытается понять его перспективу. Для поддержания диалога и облегчения обмена информацией терапевт задает различные вопросы, отпускает комментарии и пытается убедиться в том, что он правильно понял сказанное клиентом. Поддерживая и развивая сотрудничество в рамках терапии, терапевт и клиент вместе работают над обретением нового понимания, способствующего трансформации и достижению определенных целей.

Терапевт должен помнить о том, что клиент является экспертом по своим собственным переживаниям – и признание этого факта играет критически важную роль в коллаборативной терапии. Терапевт не должен играть роль фигуры, наделенной властью, или действовать с позиций эксперта, обладающего куда большим объемом знаний. Он может выносить собственные предположения, он может что-то предлагать или делиться собственным видением этого вопроса – но при этом он ни в коем случае не должен навязывать свои идеи человеку, проходящему терапию.

Одна из специфических техник, использующихся на сеансах коллаборативной терапии, предполагает создание таких условий, в которых клиент может рассказывать свою историю на комфортной для него скорости, в своей собственной, индивидуальной манере. И пока терапевт слушает этот рассказ, он демонстрирует искренний интерес к переживаниям клиента. Он применяет навыки активного слушания и выдает реакцию. Он обращает внимание как на вербальные, так и на невербальные аспекты коммуникации, уточняет правильность и корректность своей интерпретации сказанного, а также регулярно делает паузы в разговоре, предоставляя пространство для отражения переживаний клиента.

КАК МОЖЕТ ПОМОЧЬ КОЛЛАБОРАТИВНАЯ ТЕРАПИЯ?

Считается, что коллаборативная терапия представляет собой не четкую и специфичную терапевтическую модель, а скорее набор общих принципов, определяющих терапевтические установки – и, будучи таковой, она не предназначена для проработки определенных проблем или лечения определенных диагнозов. Эта методика скорее представляет собой способ совершения позитивной трансформации, позволяющей устранить самые разные проблемы и поводы для тревог. В ходе применения коллаборативной терапии можно проработать практически любую потребность или проблему, озвученную клиентом. Такой подход может оказаться особенно полезным для тех людей, которых беспокоит динамика разделения силы и власти внутри отношений, а также для тех индивидуумов, которым весьма непросто доверять другим людям (особенно фигурам, наделенным властью).

Коллаборативная терапия может использоваться как при работе с отдельными индивидуумами, так и в ходе работы с парами, семьями или целыми сообществами. Диалог и активное сотрудничество, которое является основополагающим принципом коллаборативной терапии, может осуществляться в группах любого размера.

ТРЕНИРОВКА И СЕРТИФИКАЦИЯ

На сегодняшний день не существует каких-то установленных правил сертификации, регламентирующих применение коллаборативной терапии, но Андерсон проводит тренинги, консультации и семинары, разъясняющие все эти принципы. По ее мнению, освоение принципов коллаборативной терапии представляет собой непрерывный процесс, который происходит постоянно, - то есть терапевт учится по ходу своей практики. Обучение коллаборативной терапии часто включает не только изучение специфических техник, но и разъяснение определенных философских принципов и положений, а также закрепление специфической манеры взаимодействия с людьми, обратившимися за терапией.

ПРОБЛЕМЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ

Ни один терапевтический подход не является универсальным и подходящим для всех без исключения. Некоторые индивидуумы могут хорошо реагируют на коллаборативную терапию, тогда как некоторые другие предпочитают более структурированные или директивные подходы, подразумевающие применение большего количества специфических техник и терапевтических средств. Так как коллаборативная терапия позиционируется скорее как философская система и не предполагает каких-то четко очерченных способов лечения, варианты ее практического применения могут варьироваться в рамках широкого спектра. 



< Коллаборативная (сотрудничающая) терапия для пар    Комплементарная и альтернативная медицина >
Позвоните нам!
Ваш заказ готов к оформлению
Личный кабинет
Вам будет доступна история заказов, управление рассылками, свои цены и скидки для постоянных клиентов и прочее.
Ваш логин
Ваш пароль