ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ
Юджин Джендлин некоторое время работал с Карлом Роджерсом, и основы методики фокусирования родились в процессе исследования причин, по которым некоторые клиенты не получали никакой пользы от терапии. Джендлин и некоторые из его студентов научились предсказывать успешность терапии в том или ином случае. Со временем Джендлин понял, что люди, достигающие успеха в терапии, периодически делали паузы для пересмотра неясных, непонятных или неоднозначных аспектов своих переживаний и своей жизненной истории. Клиенты, выделяющие время на фокусирование на тех вещах, которые они поначалу не могли выразить словами, со временем обретали большую ясность – у них складывалось более полное и чёткое представление об этой проблеме, которое в итоге и помогало им совершить желаемые изменения.Джендлин выявил определённые навыки и умения, которые присутствовали у таких клиентов, и на их основе сконструировал терапевтический процесс, подразумевающий последовательное прохождение определённых этапов. Подробное и всестороннее описание этого процесса представлено в его книге 1981-го года под названием "Фокусирование".
В 1986 году в Нью-Йорке открылся Институт фокусирования. Сегодня в этом Институте работает множество сертифицированных специалистов, которые наладили развитую сеть сотрудничества и поддержки, охватывающую членов этой организации по всему миру. Институт проводит семинары и конференции, издаёт информационный бюллетень и имеет обширную библиотеку статей и отчётов об исследованиях, к которой можно получить доступ в режиме онлайн.
ТЕОРИЯ ФОКУСИРОВАНИЯ
Этот вид терапии основан на человеконцентрированном подходе. Он строится на идее о том, что внутри каждого человека уже есть все ответы, которых он ищет, и пациент знает и понимает себя гораздо лучше, чем терапевт когда-либо смог бы его узнать. Однако в данном случает речь идет не о знаниях, хранящихся в мыслящем сознании и думающем мозге, а об осознании собственного тела. Фокусирование подразумевает тесное сотрудничество терапевта и клиента, направленное на выявление и подтверждение собственных знаний человека, проходящего терапию. Терапевт подсказывает клиенту, как он может дать своему телу разрешение управлять собой и задавать определённое направление в будущем.Одна из концепций этого подхода гласит: изменение представляет собой нечто большее, чем вербальный процесс. Довольно часто идеи и понятия, прорабатываемые в ходе терапии, по своей сути представляют собой чувства и эмоции, которые весьма непросто выразить словами. Несмотря на то, что человек может с лёгкостью зарегистрировать свои эмоции, мысли и модели поведения на поверхностном уровне осознания, и на каком-то уровне он может даже понять их и проникнуть в их суть, их глубины часто остаются неисследованными, и фокусирование может помочь человеку получить доступ к более глубокому, "испытанному" чувству. Специалисты, практикующие этот подход, верят в то, что люди, получившие доступ к этому чувству и научившиеся концентрироваться на нем, могут получить больше пользы от терапии и достичь лучших результатов. Им удается в большей степени проработать проблемы, которые их беспокоят, и совершить благотворные физические изменения на уровне тела благодаря высвобождению хронического напряжения.
ТЕХНИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ХОДЕ ФОКУСИРОВАНИЯ
Сторонники этого подхода описывают фокусирование как живой процесс, и его сложность может варьироваться от сеанса к сеансу, от клиента к клиенту – здесь все очень индивидуально. То есть терапевт, специализирующийся на фокусировании, обычно не следует какой-то специфичной или формальной структуре, и сеанс терапии может не предполагать какой-то другой повестки дня кроме той, которую предлагает сам клиент. Однако терапия фокусированием также может предоставляться в структурированном формате, предполагающем последовательное прохождение определённых этапов.Какой бы ни была форма предоставления терапии и повестка сеанса, терапевт, скорее всего, будет использовать следующие техники:
- Дис-идентификация отделяет личность клиента от неизвестных чувств, присутствующих внутри тела. Например, когда клиент говорит: "Я больше ничего не понимаю и вообще ничего не знаю!", терапевт помогает ему провести границу между своим "я" и тем, что он не знает. Затем он просит клиента переключить внимание на телесные реакции, которые проявляются в процессе переживания неизвестного чувства.
- Так называемый "вопрос джокера" может использоваться, когда терапевт приходит к выводу: "Я не знаю, как помочь этому человеку". Вопрос джокера может звучать так: "Что кажется правильным в данный момент?". И его цель – вернуть клиента обратно к осознанию собственного тела, подсказывая ему определённое направление и мягко управляя его вниманием.
- Работа с телом – эта техника предназначена для привлечения внимания к жестам клиента или положению его тела. Терапевт может спросить клиента, как именно он чувствует эти жесты, а потом использовать его язык для дальнейшего обсуждения телесных переживаний, возникающих на каждом сеансе – это позволит значительно облегчить коммуникацию.
КАК МОЖЕТ ПОМОЧЬ ТЕРАПИЯ ФОКУСИРОВАНИЕМ?
Этот терапевтический подход часто комбинируется с другими видами лечения, и он считается эффективным в проработке целого ряда различных проблем и забот. Фокусирование может использоваться не только для работы с телом в процессе прохождения психотерапии, но и в медицине, образовании или профессиональном развитии.Мысли и действия человека часто обусловлены влиянием общества и культуры, в которой он живёт, и иногда человек теряет осознание собственного тела, или у него может возникнуть путаница и замешательство на этом уровне. Фокусирование помогает человеку восстановить связь с внутренним осознанием собственных эмоций и развить свою способность прорабатывать их с большей эффективностью. После прохождения терапии фокусированием или курса терапии, включающего фокусирование как вспомогательную технику, многие люди обнаруживают, что им удаётся гораздо лучше и точнее описывать свои чувства и/или желания. И они также успешно устраняют ту систему убеждения, которой они больше не хотят придерживаться, и сохраняют эту отстранённость и независимость. К тому же все это позитивно влияет на исход терапии и позволяет им добиться больших успехов в этом отношении. Из других благотворных эффектов стоит отметить усиление уровня внимательности в повседневной жизни, снижение общего уровня напряжения и интенсивности хронической боли, а также активизацию и развитие навыков и умений, связанных с принятием решений и проработкой имеющихся проблем. Терапия фокусированием может оказать позитивное влияние на отношения, присутствующие в жизни человека, на его жизненные переживания в общем и целом или на какие-то отдельные аспекты его жизни.
ПРОБЛЕМЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ
Подходы, концентрирующиеся на работе с телом, к которым относится и фокусирование, может быть довольно трудно использовать при работе с людьми, переживающими серьёзные и интенсивные психические симптомы (например, с пациентами, страдающими от психоза, шизофрении и/или расстройств личности). Считается, что для полной концентрации на собственном теле и переживаниях, присутствующих внутри него, человеку требуется довольно высокий уровень понимания, и поэтому данный терапевтический подход может и не подойти тем людям, которым непросто обрести такое понимание.К другим моментам, вызывающим критику, относится недостаточное количество курсов и тренингов, обучающих применению этой методики. И некоторые эксперты считают, что требования к специалистам, применяющим этот подход на практике, являются недостаточными. Многие терапевты, использующие эту методику, говорят о том, что суть фокусирования является индивидуальной для каждого конкретного клиента, в каждом случае используются разные подходы, - то есть здесь и не может быть какого-то установленного, стандартизованного плана лечения. Однако из-за всего этого многие терапевты не могут с уверенностью и определённостью сказать, как именно должен выглядеть сеанс терапии фокусированием. В ходе сеанса клиент может полностью сконцентрироваться на внутренних ощущениях на уровне тела и очень точно настроиться на них, и если человек в прошлом пережил травму, такая сосредоточенность потенциально может спровоцировать панику, связанную с этим инцидентом. Несмотря на то, что повторное переживание травмы в безопасной обстановке может дать терапевтический эффект, этот процесс должен быть преднамеренным, целенаправленным и основанным на желании как клиента, так и терапевта. И он может оказаться вредоносным и опасным в том случае, если терапевт не прошёл соответствующего обучения и не знает о том, как справиться с этими эмоциями в том случае, когда клиент не готов к их возвращению.