ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ
Филиальная терапия была разработана Бернардом и Луизой Герни в 1960-тых годах. В какой-то момент они осознали, что терапевтов, натренированных на работу с детьми, слишком мало, и они попытались восполнить этот недостаток с помощью своего инновационного подхода, подразумевающего обучение родителей соответствующим техникам и методикам, которые они могут применить по отношению к собственным детям. Таким образом эти специалисты пытались расширить масштабы использования игровой терапии, делая ее более доступной и охватывая большее количество детей.Изначально модель, разработанная Герни, предполагала обучение родителей в течение 12 месяцев – в ходе обучения они могли отработать на практике новые навыки и умения, а также проводить еженедельные сеансы игровой терапии со своими детьми. В конце 1980-тых годов к работе по развитию и продвижению филиальной терапии присоединился Гарри Лэндрет, который внес в нее существенный вклад, сократив время обучения с учетом ограниченных ресурсов. Его модель подразумевала 10 сеансов обучения и тренировки для родителей, сопровождающихся еженедельными сеансами игровой терапии для детей, которые родители проводили на дому и записывали на видео. На данный момент филиальная терапия предоставляется в нескольких формах, и продолжительность курса составляет от 10 до 24 недель.
ТЕОРИЯ ФИЛИАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
Филиальная терапия многое почерпнула из психодинамической теории, терапии семейных систем, поведенческого подхода и различных теорий развития – среди многих других теоретических моделей. Эта методика представляет собой психообразовательное вмешательство, нацеленное на обучение родителей определенным навыкам и умениям. Терапевт, получивший специальное образование в области игровой терапии, обучает родителей принципам этой методики и контролирует проводимые ими сеансы, - однако его роль в этом процессе является не терапевтической, а скорее образовательной. В процессе обучения родители не становятся специалистами по игровой терапии – они скорее осваивают практические навыки и умения, позволяющие им помочь собственным детям в преодолении трудностей и/или меняющие к лучшему их манеру исполнения родительских обязанностей.Филиальная терапия не подразумевает концентрации на родителе или ребенке в качестве основного объекта терапевтического воздействия. Она нацелена на проработку отношений между родителем и ребенком. Проблемы, возникающие в семье, часто связаны с определённой семейной динамикой – то есть нельзя говорить о том, что только сам ребёнок виноват в возникновении определённой проблемы, потому что трудности и тревоги, переживаемые одним членом семьи, скорее всего, повлияют на всю семью в целом.
Терапевты подчеркивают важность эмпатии и полного принятия – эти два фактора считаются обязательными элементами терапевтического процесса, и поэтому терапевт внимательно слушает родителей, принимая их чувства и переживания, и подсказывая, как они могут сделать то же самое по отношению к ребенку, принимая глубинные чувства ребенка такими, какими они проявляются во время игры. Эмпатическое слушание считается обязательной и очень важной частью этого процесса. Филиальная терапия также подразумевает вовлечение всей семьи (когда это возможно), и здесь особо подчёркивается важность сотрудничества и совместной работы в процессе решения имеющихся проблем.
КАК РАБОТАЕТ ФИЛИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ?
Филиальная терапия состоит из нескольких стадий. Для начала терапевт проводит всестороннюю оценку ситуации в семье, и он, скорее всего, уделит некоторое время наблюдению за моделями семейного взаимодействия. Затем терапевт демонстрирует сеанс групповой терапии и обучает родителей использованию базовых техник и методик – как правило, обучение занимает несколько сеансов. Впоследствии терапевт становится супервизором – он наблюдает за работой родителей и контролирует правильность использования всех этих техник, пока они самостоятельно проводят сеансы со своими детьми. Поначалу родители проводят сеансы в клинических условиях, в присутствии специалиста, и через какое-то время они начинают проводить их дома, самостоятельно. На протяжении всего курса терапевт осуществляет наблюдение и контроль, предоставляет поддержку и помогает в решении любых проблем и трудностей, которые могут возникнуть в семье, мягко подготавливая клиентов к завершению курса терапии.Филиальная терапия чаще всего проводится в группах – так, чтобы родители могли получить не только дидактическое обучение, но и эмоциональную поддержку. В условиях группы у родителей также появляется возможность исследовать множество разных способов и стилей исполнения родительских обязанностей. Филиальная терапия также была адаптирована для работы с парами и индивидуальной работы с одним родителем, и она может применяться для обучения учителей, наставников и других опекунов. Для техник, используемых в филиальной терапии, не характерна директивность – они ничего не требуют и не предписывают. Эти методики центрируются вокруг ребёнка, давая ему свободу играть так, как ему хочется, без множества инструкций или определённого направления, задаваемого родителями.
В рамках филиальной терапии родители осваивают четыре базовых техники:
- Структурирование: родители придают игре определённую структуру, создавая специальное игровое пространство, в котором ребенок может играть любой игрушкой, присутствующей в этом поле, таким способом, которым ему захочется с ней играть (конечно же, с некоторыми ограничениями в плане безопасности).
- Эмпатическое слушание: родители учатся выдавать отклик на поведение ребёнка и его эмоции, проявляемые во время игры, в виде комментариев, отражающих его действия и возможные чувства и переживания.
- Воображаемая игра, центрированная на ребёнке: эта методика подразумевает наблюдение за ребёнком со стороны, в ходе которого родитель следует за его действиями, вовлекаясь в воображаемую игру.
- Установление границ: несмотря на то, что в рамках этого вида терапии правила и инструкции сведены к минимуму, родители все же устанавливают для ребенка определенные границы в целях обеспечения безопасности и проявления должного уважения к собственности. Некоторые проявления агрессии являются допустимыми, но если ребёнок пытается сломать игрушку или вовлекается в опасное поведение, родители немедленно вмешиваются.
ПРОБЛЕМЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО ПРОРАБОТАТЬ С ПОМОЩЬЮ ФИЛИАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
Филиальная терапия изначально была создана для лечения детей, переживающих социальные, эмоциональные или поведенческие проблемы и трудности, и на данный момент она используется для проработки широкого спектра различных проблем, встречающихся у детей, - таких, как:- Тревожность
- Проблемы и заботы, связанные с усыновлением и воспитанием в приемной семье
- Хронические заболевания, инвалидность или ограниченные возможности
- Депрессия
- Невнимательность и гиперактивность
- Травма
- Оппозиционные и вызывающие модели поведения
- Агрессия
- Проблемы с привязанностью
НАСКОЛЬКО ЭФФЕКТИВНОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ФИЛИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ?
Филиальная терапия хорошо изучена и имеет под собой доказательную базу. Результаты проведенных исследований говорят о том, что этот подход может оказаться очень полезным как для родителей, так и для детей, потому что улучшает отношения между родителем и ребенком. Все это способствует позитивным изменениям в тех моделях реакции ребенка, которые проявляются при столкновении с поведенческими и психосоциальными проблемами и испытаниями. Филиальная терапия также может предотвратить возможное возникновение проблем и трудностей в будущем, потому что она прорабатывает проблемы внутри семейной системы и вооружает родителей средствами и инструментами, которые они могут использовать для выдачи более эффективной и продуктивной реакции на собственных детей. Филиальная терапия даже может дать более выраженный эффект по сравнению с традиционной игровой терапией, и результаты исследований указывают на то, что в данном случае для достижения позитивных результатов часто требуется гораздо меньше сеансов.ОГРАНИЧЕНИЯ ФИЛИАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
Возможно, филиальная терапия и не оказывается эффективной абсолютно во всех случаях, для всех детей и всех семейных ситуаций без исключения, но все же большинство проведённых исследований указывают на то, что эта терапевтическая методика даёт результат при работе с широким спектром различных семей. Считается, что этот вид вмешательства учитывает культурные особенности, однако в некоторых случаях те навыки и умения, которые осваивают родители под руководством терапевта, могут конфликтовать с определёнными культурными установками, и было бы очень полезно провести дополнительные исследования в плане учёта культурных норм.В процессе прохождения филиальной терапии специалист полагается лишь на то, что пациенты сами сообщают о себе, и этот факт считается ещё одной потенциальной проблемой этого вида лечения. Результаты некоторых исследований указывают на то, что информация, полученная от родителя, иногда не согласуется с информацией, полученной из других источников – например, от учителей или от второго родителя. Также была отмечена склонность некоторых родителей занижать степень собственного расстройства и силу своих душевных страданий, и такие искажения потенциально могут повлиять на исход терапии.