ПОНИМАНИЕ СИМВОЛИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Символическое моделирование основывается на исходной предпосылке о том, что символы и метафоры изначально встроены в человеческую нейрологию. Люди склонны использовать метафоры как средство отражения своих внутренних переживаний. Метафоры становятся репрезентацией их мыслей и чувств. Например, человек, испытывающий беспокойство и тревожность по поводу грядущего события, которое должно принести определённые новости, и пребывающий в режиме ожидания, может описать эту тревожность так: «Я как будто повис на обрыве: хорошие новости бросят мне спасательный трос, а плохие новости столкнут меня вниз, и я разобьюсь насмерть». Эта метафора не только отражает его внутренние переживания, но и дает представление о структуре внутреннего мира этого человека и процессах, происходящих в нем перед лицом событий, которые могут кардинально изменить всю его жизнь.
Метафора может очень точно передавать суть переживаний человека, но она также может остановить его и удерживать его на одном месте, или она даже может усугубить ситуацию. Именно в таких случаях процесс символического моделирования может оказаться очень полезным. Терапевт может помочь клиенту выявить его персональные метафоры и определить, являются ли они полезными, или они, напротив, в чем-то его ограничивают.
Символическое моделирование опирается на три основных компонента:
- Аутогенная метафора: «аутогенный» - это значит «самогенерирующий», и в этом случае он относится к метафоре, которая в полной мере является творением человека, проходящего терапию. Например, если клиентка с легкостью сдается, опускает руки и бросает дела на полпути, она может описать этот процесс так: «Пусть лучше моя машина спокойно стоит на парковке, чем я сяду за руль и куда-то поеду, рискуя попасть в аварию».
- Моделирование: моделирование позволяет людям сформировать и развить системную репрезентацию своих действий и реакций на различные ситуации или задачи. Другими словами, СиМ использует моделирование для того чтобы «составить карту» всех этих процессов. Терапевт выслушивает и регистрирует все вербальные и невербальные метафоры клиента. Эти метафоры дают ему представление о способах организации персональных моделей восприятия этого человека. Если эти метафоры являются полностью оформленными и закрепившимися, моделирование помогает выявить ту точку, в которой этот человек застрял. Например, клиент может сказать: «Я кручусь, как белка в колесе – все время куда-то бегу, но так никуда и не добегаю». Терапевт может помочь ему выявить те процессы в его повседневной жизни, которые вызвали это ощущение, а потом скорректировать и реконструировать их.
- Чистый язык: после выявления метафоры терапевт использует Чистый язык для дальнейшего развития индивидуальной системы метафор того или иного клиента и устранения неблагоприятного влияния проблемных метафор. Терапевт обычно начинает задавать вопросы, которые не приписывают этой метафоре определенное значение, а скорее расширяют рамки концептуализации и раздвигают границы используемых способов формирования метафор. Вопросы, содержащие Чистый язык, изначально и преднамеренно формулируются так, чтобы воодушевить клиента на раскрытие символического значения собственных метафор. Например, если клиент говорит «Я взял себе кусок не по зубам!», терапевт может в ответ поинтересоваться: «Кусок не по зубам? И насколько он велик?». Терапевт использует слова, выбранные самим клиентом, отзеркаливая его метафору, а потом уточняет детали, никак не влияя на возможный ответ.
Эти компоненты могут использоваться как отдельные процессы и в сочетании друг с другом. СиМ может помочь в формировании стратегий достижения успеха, эта методика облегчает процесс роста и развития, а также создает оптимальные условия для трансформации имеющихся метафор и создания новых.
ИСТОРИЯ СИМВОЛИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Техника Символического моделирования была разработана психиатрами Джеймсом Лоули и Пенни Томпкинс в ходе совместной работы с создателем Чистого языка – психиатром Дэвидом Гроувом. Лоули и Томпкинс интересовались нейро-лингвистическим программированием (НЛП), и они познакомились в 1991 году во время прохождения первой ступени курса НЛП. НЛП не только свело их вместе, но и оказало значительное влияние на их мышление и направление дальнейшей работы, результатом которой стала методика СиМ.
НЛП предполагает исследование внутренних моделей и процессов, которыми руководствуется человек в своем функционировании, с последующим перепрограммированием проявлений, ведущих к появлению проблем. Именно изучение НЛП подтолкнуло их к началу работы над моделированием, и, как следствие, к знакомству с Дэвидом Гроувом. Лоули и Томпкинс впервые встретились с Гроувом в 1993 году на одной из его практических демонстраций. Метафорическая терапия Гроува и ее использование в ходе работы с людьми, пережившими травму, захватило и заинтриговало Лоули и Томпкинса, и они начали изучать этот подход. Их работа в области моделирования представляла собой единое целое с работой Гроува в области использования метафор, и в середине 1990-тых годов они положили начало тому, что на данный момент известно как «5-летний проект моделирования Дэвида Гроува в сфере терапевтической работы».
Этот проект поспособствовал развитию и совершенствованию методики Символического моделирования, и в 1997 году Лоули и Томпкинс опубликовали свою первую статью по этой теме. В 2000 году вышла их книга под названием «Метафоры в сознании», которая является официальным гидом по теории и практике СиМ. На данный момент Лоули и Томпкинс проводят тренинги и семинары, и они продолжают вести активную психотерапевтическую практику. Заинтересованные специалисты в области психического здоровья или потенциальные участники лечения могут узнать больше обо всем этом, посетив их официальный сайт «Чистая коллекция».
ТЕОРИЯ СИМВОЛИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
В основе символического моделирования лежит несколько теоретических выкладок и философских концепций. Кроме терапии метафорой, непосредственно моделирования и НЛП в СиМ прослеживается влияние таких теорий и течений, как:
- Экспериментальный конструктивизм: будучи ключевой философией СиМ, экспериментальный конструктивизм основывается на постулате о том, что каждый человек создает свое собственное, персональное переживание реальности.
- Когнитивная лингвистика: эта наука подразумевает исследование познания и языка (в частности, метафоры), и она объясняет, как именно язык влияет на познавательные и когнитивные процессы, и как проявляется обратное влияние.
- Эволюционная динамика: изучая механизмы, ассоциирующиеся с выживанием, адаптацией, эволюцией и развитием, эта область знаний описывает процесс изменений, происходящий в рамках СиМ.
- Системный процесс: в рамках СиМ системный процесс рассматривается как базовая модель человеческих отношений и моделей познания. Теория систем основана на исходной предпосылке о том, что понимание целого является критическим важным для понимания отдельных частей и компонентов этого единства.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛОВ, МЕТАФОР И ПОТОКА ОБРАЗОВ В ТЕРАПИИ
В ходе недавно проведенного исследования метафор выяснилось, что люди используют от двух до десяти метафор в минуту, - возможно, именно поэтому специалисты, практикующие Символическое моделирование, считают метафоры такими действенными и эффективными. Распространенность метафор не ограничена одной лишь речью. Люди также могут передавать метафоры через невербальную коммуникацию. Символы, метафоры и образы могут выражаться словами, жестами, языком тела и, к примеру, рисунками, и этот процесс может происходить как осознанно, так и неосознанно.
Люди могут использовать метафоры для того чтобы:
- Описать травмирующее событие
- Выразить непростые эмоции
- Обобщить или резюмировать какое-то переживание или событие
- Конкретно выразить какие-то абстрактные понятия и концепции
- Собрать воедино большой объем информации
- Обсудить сложную тему
- Описать свои внутренние переживания
Символы, образы и метафоры могут быть как явными, так и скрытыми. Например, если человек говорит: «Я чувствую вес всего этого мира на своих плечах, и он буквально пригибает меня к земле», метафора является явной и очевидной. Но если человек говорит: «Хотел бы я знать, что мне делать со своей работой…», фигуры речи складываются в скрытую и неявную метафору. Подобные скрытые метафоры используются чаще всего, но иногда их гораздо сложнее уловить и выявить.
В ходе терапии клиента обычно проводят через четырехступенчатый процесс, нацеленный на выявление и развитие его собственных метафор.
И вот какие этапы включает применение Чистого языка, позволяющего направлять этот процесс и достигать поставленных целей.
- Этап № 1 – идентификация метафоры: когда человек, проходящий терапию, использует метафору в ходе терапевтического диалога, терапевт указывает на нее и для начала задает уточняющие вопросы, позволяющие прояснить ее суть.
- Этап № 2 – развитие метафоры: с помощью девяти вопросов, содержащих Чистый язык, терапевт проясняет метафору клиента и расширяет ее границы для того чтобы помочь ему наладить связь с ней на множестве разных уровней. Как правило, терапевт на некоторое время задерживается на этом этапе, тщательно исследуя метафору клиента через язык, жесты, искусство и т.д.
- Этап № 3 – проработка метафоры: после полного прояснения метафоры клиента терапевт меняет направление сеанса и ориентирует его на достижение специфической цели. Например, он может исследовать ограничения этой метафоры, провести ее рефрейминг и рассмотреть ее в другом ключе, или он может попросить клиента рассказать историю, содержащую элементы этой метафоры.
- Этап № 4 – достижение «зрелой» готовности к изменениям и их совершение: по ходу этого процесса происходит изменение или развитие метафоры на определенном уровне и расширение спектра ее возможностей. На этой стадии терапевт помогает клиенту «дозреть» до необходимых изменений – так, чтобы он смог увидеть новую перспективу, которую можно применить в повседневной жизни.