Основная цель арт-терапии – помочь человеку, столкнувшемуся с эмоциональными и психологическими трудностями и испытаниями, в улучшении самочувствия и обретении общего благополучия, а также в повышении уровня мастерства и улучшении качества функционирования в повседневной жизни.
Для достижения успеха в использовании этого вида терапии от пациента не требуется прошлый опыт занятия каким-то видом искусства. У него необязательно должны присутствовать какие-то таланты и природные творческие способности. На самом деле любой человек, обратившийся к специалисту в области психического здоровья, может получить массу преимуществ от арт-терапии.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АРТ-ТЕРАПИИ (ИЛИ ТЕРАПИИ ИСКУССТВОМ)
На протяжении всей человеческой истории искусство использовалось как средство коммуникации и самовыражения. Кроме того, оно облегчало групповое взаимодействие и применялось для выявления и разрешения конфликтов. Уже много тысяч лет различные культуры и религии, существующие в разных уголках этого мира, включали в процесс исцеления сакральные изображения и символы – такие, как идолы и талисманы. Однако становление арт-терапии (или терапии искусством) в качестве специфического терапевтического подхода, началось совсем недавно – в середине 20-го века. И примерно в те же годы этот вид терапии получил общественное признание. Арт-терапия как отдельная область знаний и профессиональная специализация появилась в Европе и Соединенных Штатах в одно и то же время – причем эти процессы протекали независимо друг от друга.
Термин «арт-терапия» появился в 1942 году. Он был предложен британским художником Адрианом Хиллом, который выявил благотворное влияние рисования и живописи на здоровье в тот период, когда он сам лечился от туберкулеза. В 1940-вых годах несколько специалистов в области психического здоровья начали описывать свою работу с пациентами в терминах арт-терапии. В те годы еще не было формальных и официальных курсов обучения этому подходу или практических тренингов, на которых терапевты могли бы отработать использование арт-терапии в ходе взаимодействия с клиентами. Специалисты, применяющие эти техники, как правило, получали образование в других дисциплинах и областях знаний, и они часто работали под патронажем психиатров и психологов.
ЗНАЧИМЫЕ ФИГУРЫ В ОБЛАСТИ АРТ-ТЕРАПИИ И ИХ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ЭТОЙ МЕТОДИКИ
Маргарет Наумбург, Ханна Квятковская, Флорен Кейн, Эдит Крамер и Элинор Ульман – вот пять влиятельных специалистов и авторов 1940-вых годов, которые внесли значительный вклад в развитие арт-терапии и ее становление как отдельной методики, получившей общественное признание.
Маргарет Наумбург, которую часто называют «матерью арт-терапии», в 1915 году организовала Школу Уолден в Нью-Йорке – своем родном городе. Она повсеместно считается основоположником американской школы арт-терапии. Наумбург верила в то, что дети, имеющие возможность проявлять свою креативность и реализовывать себя в творчестве, преследующие привлекательные для них цели и занимающиеся делами, вызывающими у них искренний интерес, будут развиваться в более здоровой манере. Под влиянием идей психоанализа, которые были доминирующими в те годы, Наумбург начала рассматривать творческий процесс как методологию, во многом похожую на вербальное выражение – то есть как средство для извлечения и проработки подавленных, неосознанных мыслей и эмоций. Она верила в то, что исцеление может произойти лишь тогда, когда символическое выражение состояния сознания комбинируется с когнитивными и вербальными аспектами его переживаний. Считалось, что на сеансе арт-терапии происходит как выражение имеющихся проблем, так и их разрешение, ведущее к исцелению. Она написала несколько книг по арт-терапии, которые оказали значительное влияние на общественные взгляды - включая «Исследования «свободного» выражения поведенческих проблем у детей как средство диагностики и лечения» (1947 г.), «Шизофреническое искусство: его значение в психотерапии» (1950 г.) и «Динамически-ориентированная арт-терапия: принципы и практическое использование» (1966 г.). Эти и другие публикации внесли значительный вклад в развитие этой методики, и они продолжают использоваться на сегодняшний день. На них часто ссылаются как на оригинальный источник идей и принципов арт-терапии.
Ханна Квятковская, которая тоже внесла значительный вклад в развитие этого вида терапии, родилась в Польше и получала образование в Восточной Европе. Также она была талантливым скульптором и художником. Квятковская со временем переехала в Соединенные Штаты и начала работать в Национальном институте психического здоровья, где она объединила свою профессию и свою истинную страсть, включив искусство в свои сеансы семейной терапии.
В ходе своей практики Квятковская выяснила, что творческое самовыражение в виде рисунков помогает пациентам идентифицировать свои роли и свой статус в рамках семьи. Также она выявила значительные терапевтические преимущества самого процесса создания рисунков. Изначально она хотела использовать арт-терапию для лечения индивидуумов, столкнувшихся с трудностями и испытаниями интеллектуального характера, но в процессе работы она обнаружила, что эта техника также дарует облегчение отдельным индивидуумам и целым семьям, переживающим психологические проблемы и страдающим от дисфункциональности имеющихся отношений.
Флоренс Кейн также внесла значительный вклад в развитие этого направления. Как преподаватель искусств, она использовала обучающие методики, делающие особый акцент на свободном художественном выражении и поощряющие проявление эмоциональной креативности.
Эдит Крамер предложила терапевтический подход вида «искусство-как-терапия», в большей степени ориентированный на процессы – такие, как выявление целей, характерных для эго клиента, активизация самоидентификации и развитие собственной идентичности, а также стимуляция роста и дальнейшего совершенствования.
И, наконец, Элинор Ульман начала издавать первый вестник арт-терапии на территории Соединенных Штатов и инициировала организацию самых первых курсов, тренингов и обучающих программ, посвященных этому виду терапии.
ПРОБЛЕМЫ СО ЗДОРОВЬЕМ, КОТОРЫЕ ЛЕЧАТСЯ С ПОМОЩЬЮ АРТ-ТЕРАПИИ
Выяснилось, что арт-терапия дает оказывается очень полезной для всех возрастных групп и дает массу преимуществ представителям всех слоев населения. Результаты исследований указывают на то, что арт-терапия может оказаться очень полезной в плане улучшения концентрации и повышения качества коммуникации. Кроме того, она также способствует повышению самооценки, уровня уверенности и степени само-осознания и помогает бороться с ощущением изоляции.
Арт-терапия часто дает позитивные результаты в проработке таких проблем, как:
- Тревожность
- Депрессия
- Зависимость от каких-то веществ
- Стресс
- Посттравматическое стрессовое расстройство
- Дефицит внимания и гиперактивность
- Проблемы гериатрического характера и сложности, связанные со старением
- Рак
- Усталость и выгорание, связанное с постоянным проявлением сопереживания
- Заболевания сердца
- Анорексия
- Булимия
- Другие расстройства пищевого поведения
- Когнитивные расстройства
- Проблемы в семье и в отношениях
Арт-терапия позволяет клиенту выразить свои чувства и эмоции по отношению к любой теме или объекту через творческий процесс, не предполагающий вербального выражения, и поэтому она считается особенно полезной для тех людей, которым весьма непросто соприкоснуться с собственными переживаниями и наладить с ними контакт. Этот вид терапии окажется очень полезным и благотворным и для тех людей, которым трудно обсуждать свои болезненные переживания или воспоминания.
В ходе недавно проведенных исследований было сделано предположение о том, что арт-терапия может облегчить некоторые симптомы шизофрении, однако для полной уверенности в этом вопросе требуются дополнительные исследования, и специалисты активно работают в этом направлении.
В мемуарах «Сибил» и двух фильмах с таким же названием речь идет о женщине, у которой было диагностировано диссоциативное расстройство идентичности. Искусство позволило ей обрести более полное представление о своих альтер-эго и в большей степени осознать их, а также справиться с травмой, которую она пережила в детстве. Живопись стала тем каналом, через который как сама Сибил, так и ее альтернативные личности могли выразить свои чувства и эмоции и исследовать воспоминания о той травме, после чего она могла обсудить сделанные выводы на сеансе терапии.
Мелинда – главный герой романа для подростков «Говори» - использует искусство для того чтобы справиться с мутизмом (или немотой), который стал следствием травмы. Терапия искусством не только помогла ей преодолеть свою неспособность говорить о травмирующем опыте, но и позволила ей справиться с ощущением изоляции и одиночества.
ТЕХНИКИ И УПРАЖНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЮЩИЕСЯ В ХОДЕ ПРИМЕНЕНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ
Сертифицированные терапевты, специализирующиеся на арт-терапии, обычно имеют полное и комплексное понимание мощных эффектов творческого процесса. Для достижения желаемого терапевтического исхода арт-терапевты часто используют психологические, духовные и художественные теории в сочетании с практическими техниками клинической работы. Такой подход срабатывает, даже если клиент не способен выразить свои эмоции в вербальной форме, и он также оказывает благотворное влияние на профессиональных художников и прочих деятелей искусства.
К самым распространенным техникам, используемым в ходе применения этого вида терапии, относится:
- Живопись
- Рисование пальцами
- Создание эскизов и набросков
- Дудлинг (или «каракули») – иррациональный стиль рисования
- Создание скульптур
- Лепка из глины
- Резьба (например, по дереву)
- Создание глиняной посуды
- Составление карт
- Работа с текстилем
- Создание коллажей
Арт-терапия может помочь клиенту выразить те мысли и чувства, о которых ему весьма непросто говорить. В 2004 году проводилось исследование, в котором принимали участие 32 женщины, имеющие заболевания сердца. Их сначала опросили (индивидуально), а потом предложили нарисовать свою болезнь. Эти рисунки были сгруппированы в три категории: (1) сердце в центре, (2) сердце внутри живого организма и (3) заболевание сердца как социальная болезнь. Исследователи проанализировали выбор цветов, расположение рисунка в пространстве и общую композицию, и эти изображения помогли медицинским специалистам понять, как именно понимает свое состояние каждая из этих женщин. Сделанные выводы также помогли выбрать наилучший подход к лечению в каждом конкретном случае.
Довольно часто болезнь ассоциируется с интенсивными эмоциями, и тактильные техники (такие, как работа с глиной или лепка из пластилина) могут предоставить облегчение и помочь клиенту убежать от этих чувств. Также эти занятия оказались очень полезными в деле раскрытия неосознанных процессов и переживаний. Кроме того, они даруют человеку настоящий катарсис, таким образом создавая оптимальные условия для вербального выражения своих чувств и эмоций.
В ходе другого исследования женщины, страдающие от рака, выполняли различные упражнения, связанные с визуальными видами искусства, и подвергались воздействию других подобных техник. Результаты исследования выявили четыре ключевых преимущества подобных практик. Изначально испытуемые переживали целый ряд трудностей, связанных с этим диагнозом – таких, как утрата уверенности, проблемы со сном, а также изменения в социальной жизни и отношениях. После исследования эти женщины сообщили о том, что они начали больше концентрироваться на позитивных переживаниях и хороших аспектах своей жизни, их осознание собственной ценности в разы повысилось, и они начали идентифицировать себя по-другому, в более полезной и благотворной манере, чем былая самоидентификация через свой диагноз. Кроме того, они сообщили о том, что теперь им гораздо проще выражать свои чувства в виде символов.
Терапевтические преимущества этой методики были подтверждены в ходе целого ряда клинических испытаний. Люди с хроническими заболеваниями сообщали об улучшении самочувствия и повышении уровня общего благополучия. Женщины с раком груди отмечали ослабление негативных эмоций и усиление позитивных чувств и переживаний. Люди, регулярно проходящие гемодиализ, сообщали об облегчении симптомов депрессии, а индивидуумы, переживающие негативные последствия травмы, отметили снижение уровня стресса и усталости и появление определенной цели в жизни.
Арт-терапевты помогают людям наладить связь с собственными эмоциями и соприкоснуться с ними – и этот эффект прослеживается на уровне отдельных индивидуумов, семей, групп людей и сообщества в целом. Арт-терапия стала неотъемлемой частью программ, используемых во многих реабилитационных центрах и учреждениях, которые осуществляют заботу о психическом здоровье населения. Она широко используется в частной практике, в школах и во многих других общественных организациях и учреждения, ориентированных на продвижение и сохранение здоровья и благополучия и дальнейший рост и развитие.
АРТ-ТЕРАПИЯ ИЛИ ТЕРАПИЯ ЭКСПРЕССИВНЫМИ ИСКУССТВАМИ?
Не так уж и просто провести четкую границу между арт-терапией и терапией экспрессивными искусствами, и оба этих подхода предполагают использование целого ряда похожих техник, дарующих психическое и эмоциональное облегчение.
Арт-терапия часто подразумевает использование таких техник, как живопись, рисование (в том числе пальцами), создание эскизов, набросков и скульптур, а также резьба (например, по дереву). Арт-терапия стала неотъемлемой частью программ, использующихся во многих реабилитационных центрах, учреждениях, предоставляющих услуги в области психического здоровья, и кризисных центрах. Она широко используется в частной практике, в школах и во многих других общественных организациях, ориентированных на сохранение здоровья населения, повышение уровня его общего благополучия и дальнейший рост и развитие. Арт-терапия концентрируется в основном на изобразительных искусствах, и поэтому она считается терапией одной модальности. Терапия экспрессивными искусствами считается мультимодальным подходом, потому что она включает техники, связанные с различными аспектами творческого самовыражения. Терапевт, специализирующийся на терапии экспрессивными искусствами, может использовать средства и техники, связанные с поэзией, танцем и терапией движением, с музыкальной терапией и даже с арт-терапией – и все эти средства он может применять в рамках одного терапевтического сеанса.
Еще одним ключевым отличием является конечный продукт: итогом сеанса арт-терапии, скорее всего, станет реальное и осязаемое произведение искусства (рисунок, скульптура или предмет интерьера), тогда как терапия экспрессивными искусствами не ограничивается изобразительными видами искусства, и для выражения эмоций могут использоваться не только визуальные, но и тактильные и аудиальные средства. Продукт, созданный в ходе сеанса терапии экспрессивными искусствами, может быть как вещественным, так и невещественным – в зависимости от используемой техники.
ОГРАНИЧЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С АРТ-ТЕРАПИЕЙ
Одним из основных проблемных аспектов арт-терапии является ее эффективность. Несмотря на то, что многие специалисты считают эту методику действенной и продуктивной, многие другие проявляют скептицизм по этому поводу. Особенно это касается работы со взрослыми пациентами – не все проявят особое желание и готовность сотрудничать с терапевтом, полностью открываясь по ходу терапевтического процесса, либо взрослый клиент может просто-напросто отказаться от этой методики лечения. К тому же некоторые индивидуумы могут считать себя недостаточно креативными или верить в то, что у них нет талантов для достижения успеха в этом виде терапии – несмотря на то, что основной целью арт-терапии является выражение собственных мыслей и чувств, а не создание шедеврального произведения искусства. Эффективность арт-терапии часто подвергается критике из-за недостатка эмпирических доказательств.
Терапевтические преимущества арт-терапии часто проявляются не сразу – некоторые клиенты начинают ощущать их только после нескольких сеансов. К другим потенциально проблемным моментам относятся расходы, связанные с приобретением необходимых инструментов, материалов и подручных средств. Кроме того, не всегда легко и просто создать оптимальные условия для проведения сеансов арт-терапии – особенно если они предполагают специальное освещение, специализированное оборудование или использование текучих материалов.