Что такое эффект Даннинга-Крюгера, и что вы можете с ним сделать для облегчения своей собственной жизни и, возможно, жизней окружающих вас людей
Возможно, вы считаете, что вы уже являетесь экспертом по эффекту Даннинга-Крюгера – и вполне возможно, что именно в этом и проявляется этот эффект. Этот феномен был назван в честь психологов Дэвида Даннинга и Джастина Крюгера. Он представляет собой когнитивное искажение, заставляющее людей переоценивать свои когнитивные знания и способности – особенно в тех областях, в которых у них мало опыта, или они вообще его не имеют. И этот эффект может проявляться в совершенно неожиданных для самого человека сферах. В конце концов, вы не знаете, чего именно вы не знаете – особенно если определённая тема или навык является совершенно новым для вас. В действительности каждое когнитивное искажение по определению представляет собой "пустое пятно" (своеобразный пробел), и поэтому получение отклика и обратной связи от других людей – особенно тех, кто действует в ваших лучших интересах, – является жизненно важным для саморазвития. Не так уж и просто увидеть себя такими, какими мы являемся – или такими, какими нас видят другие люди. Например, человек часто не может до конца представить себе, как сильно он потерял форму, до тех пор, пока он не увидит свою фотографию – и это внезапное и зачастую неожиданное доказательство может усилить его концентрацию на улучшении физической формы и ведении здорового образа жизни. Однако до этого осознания он мог успокаивать себя оправданиями и иллюзиями, имеющими мало общего с объективной реальностью. Не стоит стыдиться того, что мы не всегда видим себя такими, какие мы есть, потому что это умение, которому можно научиться.Эффект Даннинга-Крюгера заключается в следующем
Когда мы не знаем о том, что мы чего-то не знаем, мы сами не осознаем недостатка знаний в этой области. Если вы никогда в жизни не строили дом, не водили машину, не писали книгу или не производили хирургическое вмешательство, вам нужно получить необходимые знания и освоить необходимые умения для того чтобы справиться с этой задачей. И когда мы пытаемся заполнить это "пустое пятно" - или пробел в наших знаниях, – иногда мы даже не задумываемся о поиске помощи и содействия или возможности действительно научиться этому. И здесь есть ещё один важный момент: предположение о том, что я могу сделать что-то просто потому, что я намереваюсь справиться с этой задачей, может показаться убедительным и привлекательным лично для меня, но другие люди могут и не испытывать такого воодушевления. Я думаю, всем приходилось сталкиваться с людьми, без конца рассуждающими на тему, в которой они на самом деле не особо смыслят. Согласно предположению Даннинга и Крюгер, чем меньше у нас уверенности, тем более мы склонны преувеличивать свою компетентность вплоть до того, что эти заявления начинают раздражать окружающих.К примеру, большинству людей кажется, что они водят машину лучше среднестатистического водителя – что, конечно же, невозможно с точки зрения статистики. И многие люди полагают, что у них гораздо больше здравого смысла по сравнению с окружающими. На самом деле это серьезная проблема, потому что предположение о том, что мы знаем все, что нам нужно знать, снижает степень нашей эффективности, мешая нам учиться новому. Довольно часто мы просто-напросто забываем о том, как это – учиться. И мы расслабленно воспринимаем отсутствие опыта в каком-то деле до тех пор, пока мы не начинаем изучать все, что нам для этого необходимо.
Так же, как и другие когнитивные искажения, эффект Даннинга-Крюгера влечет за собой совершенно реальные последствия, проявляющиеся во внешнем мире. Например, пьяный или немного выпивший дядюшка на свадьбе может переоценить свои танцевальные умения. Или, к примеру, я могу переоценить красоту своего голоса и умение петь вечером в караоке – лично для меня моё исполнение может звучать просто замечательно, но всех остальных эти звуки приводят в дрожь. Некоторая нехватка осознания реальной степени нашей одаренности в том или ином занятии иногда приводит к тому, что мы все же в него вовлекаемся и выглядим смешными, таким образом даруя окружающим радость и развлечение – но, когда мы сами полностью растворяемся в моменте, этот смех звучит для нас как аплодисменты, и такая реакция нас особо не заботит. Мне кажется, что когда Чарльз Дарвин говорил о том, что уверенность чаще становится порождением невежества, а не знания, он имел в виду именно эффект Даннинга-Крюгера. И, раз уж речь зашла о смехе, стоит упомянуть эксперимент Даннинга и Крюгера, в ходе которого 65 участников должны были оценить, насколько смешными являются разные шутки. Некоторым испытуемым довольно плохо удавалось предсказывать, какие именно шутки покажутся смешными другим людям – и те же самые испытуемые ранее заявляли о том, что у них отличное чувство юмора, и они являются ценителями хорошей шутки. В некоторые моменты у всех нас бывают провалы, и нам не удается предсказать, насколько смешной окажется та или иная шутка для других людей, либо мы забываем избитую истину о том, что манера рассказа и стиль повествования тоже является очень важным.
Исследователи выяснили, что некомпетентные индивидуумы не только являются плохими исполнителями – они также не способны точно и адекватно оценить качество своей работы. Именно поэтому некоторые студенты, провалившие тестирование или экзамен, уверены в том, что они заслуживают более высокой оценки. Они переоценивают собственные знания и способности, и они в упор не видят то, что их исполнение было откровенно плохим. Если вы поддались влиянию эффекта Даннинга-Крюгера, вам может показаться, что все к вам придираются, или все эти люди просто вам завидуют и пытаются вас принизить, потому что на вашем фоне они выглядят плохо – тогда как в действительности вы получили очень точный и достоверный отклик по поводу своего исполнения и уровня мастерства. Даннинг делал особый акцент на том, что наши знания и умения должны подходить для выполнения определённой задачи – и внимание к этому аспекту помогает нам осознать, что на самом деле мы не так уж и хороши в этом деле. И здесь мне хотелось бы вам напомнить о таком распространённом явлении, как "прорыв новичка" - когда уверенность и отсутствие осознания пробелов в знаниях позволяет начинающим добиться успеха на первых этапах работы. Как это ни странно, некоторое невежество в плане осознания собственных способностей иногда может нам помочь. Конечно же, уверенность в себе очень важна, но она должна основываться на прочном и реальном фундаменте – иначе она может привести к чрезмерному напряжению и появлению ненужных иллюзий. Однако некоторые другие моменты влияния эффекта Даннинга-Крюгера являются куда более выраженными и даже драматичными. Человек может верить в то, что его водительские навыки улучшаются после пары бокалов спиртного, или он может считать, что он умеет играть в какую-то игру, потому что он видел её по телевизору. И такой человек не примет негативного отзыва о своем исполнении – он просто-напросто в него не поверит, и потенциально это может дать разрушительный эффект. Многие люди занимаются дайвингом, не умея как следует плавать, а водители с опытом вождения менее полугода в 8 раз чаще попадают в смертельные ДТП.
Мы не всегда способны осознать недостаток своих знаний и опыта, но эффект Даннинга-Крюгера также работает в других направлениях
Как выяснилось, очень способные и умелые индивидуумы склонны недооценивать свой уровень знаний и умений – и это тоже является частью эффекта Даннинга-Крюгера. Такие люди полагают, что дело или занятие, которое кажется им лёгким и простым, должно быть таким же лёгким для всех остальных. И здесь опасность заключается в том, что некоторые очень способные индивидуумы переоценивают способности окружающих, и они могут просить других людей сделать то, что им на самом деле не по силам – и в некоторых обстоятельствах это может привести к катастрофическим последствиям. Представьте себе двух пловцов – одного с низким уровнем развития умения плавать, а другого с высоким. Они вдвоем отправились на дикий пляж у моря или на берегу озера и решили немного поплавать. Если оба пловца не осознают истинного уровня развития своих способностей, потенциально они могут подвергнуть свою жизнь опасности. То, что опытному пловцу покажется расслабленным заплывом в относительно спокойных водах, может оказаться непосильной задачей для новичка, считающего, что он уже достиг мастерства в плавании – и он даже может утонуть. И все же когда мы слышим об эффекте Даннинга-Крюгера, чаще всего мы думаем об иллюзии превосходства в знаниях и умениях.Но чем же можно объяснить этот психологический феномен?
Почему так происходит? Может быть, некоторые люди являются слишком "дремучими" и недалёкими для того чтобы осознать, какие они на самом деле? Вполне возможно, в какой-то степени. И все же люди с выдающимися интеллектуальными способностями тоже нередко становятся жертвами влияния этого пустого пятна. Даннинг и Крюгер говорили о том, что этот феномен можно уподобить чему-то вроде двойственной ноши. Человек не только является некомпетентным – его некомпетентность также лишает его способности осознать собственную некомпетентность. И мне кажется, что примерно то же происходит, когда окружающие ставят эго и самооценку на первое место в списке приоритетов – и озабоченность этими аспектами искажает восприятие человека, не позволяя ему посмотреть на себя объективно. Такие тенденции наблюдаются в западной сфере образования, начиная с 1980-тых годов. Многим детям постоянно твердили о том, что они особенные и просто замечательные, невзирая на их реальные достижения и степень прилагаемых ими усилий. В результате их самооценка выросла, а уровень общей образованности упал. Складывается такое впечатление, что в наши дни смысл образования заключается не в том, чтобы дать детям знания, а в том, чтобы поднять им самооценку. Самооценка стала самостоятельной целью, которая преследуется как таковая, а не в связи с какими-то достижениями. Ее формирование как будто больше не является результатом развития, столкновения с вызовами, преодоления трудностей и способности справляться с неопределённостью. Если основной областью концентрации процесса обучения является эмоциональное равновесие, а не реальные достижения в области получения новых знаний и освоения новых навыков и умений, все вовлечённые в процесс рискуют заплатить довольно высокую цену. И людей часто учат руководствоваться внешними причинами и стимулами в процессе приложения усилий в учёбе или в деле самосовершенствования, вместо того чтобы научить их ориентироваться на самих себя. Да, действительно, не всегда весело и комфортно выявлять в себе моменты, которые можно улучшить, вместо того чтобы постоянно себе льстить – но одна лишь лесть не поможет нам стать лучше. Самооценку не стоит делать главным приоритетом – конечно же, она является очень важной, но все же это не все, что нам нужно для развития компетентности. И ещё одной опасностью культа самооценки являются ситуации, в которых для человека формируют защищённую среду, и ему постоянно говорят о том, что он восхитителен и великолепен, несмотря ни на что. Как только такой человек столкнётся с какими-то проблемами и элементами борьбы в реальном мире, он может просто сдаться. По крайней мере, этот мир находится здесь не для того чтобы тешить наше эго. Если у нас не было опыта переживания неудач и провалов в ходе роста и развития, во взрослом возрасте подобные обстоятельства могут оказать на нас разрушительное влияние.Но как нам узнать о том, что на самом деле мы далеко не такие умные или весёлые, как мы считаем?
Конечно же, это может быть непросто, потому что мы не знаем о том, чего мы не знаем. И когда наше эго и наша самооценка оказывается в заложниках ситуации, мы склонны всячески защищать свои представления о высокой компетентности.- Первый шаг к преодолению влияния эффекта Даннинга-Крюгера довольно прост: нам нужно открыть своё восприятие и признать возможность этого влияния – и для этого нам потребуется некоторое смирение. Нас часто удивляет и изумляет отклик, не позволяющий нам продолжать чувствовать себя хорошо в рамках собственной личности – но такая реакция может указывать на то, что это когнитивное искажение стало частью нашего мышления. Конечно же, некоторые индивидуумы не отличаются добротой, и люди могут быть жёсткими и даже грубыми, но, если даже люди, которые к нам хорошо относятся и которым мы доверяем, иногда оценивают наши способности ниже, чем мы ожидали, или им кажется, что мы не прогрессируем в той степени, в которой могли бы, возможно, нам стоит воспринимать это как предупреждающий знак. И нам также нужно помнить о том, что если мы действительно хотим стать лучше, нам нужно точно знать, с какого уровня мы начинаем. Если я уже верю в то, что я бегло говорю по-испански и достаточно хорошо знаю язык, зачем мне вообще прилагать какие-то усилия для улучшения этого навыка? Но если я честно оцениваю свой уровень знаний или здраво смотрю на реальный уровень способностей, то у меня появляется возможность постепенно его улучшить и повысить.
- Во-вторых, нам нужно сконцентрироваться на собственном уровне мастерства вместо того, чтобы постоянно сравнивать себя с другими людьми. Чрезмерная увлеченность сравнением создаёт все предпосылки для самообмана и формирования иллюзий, и если вместо этого мы начнем сравнивать свой текущий уровень мастерства с самим собой в прошлом, мы сможем увидеть прогресс и улучшения. И нам также стоит мыслить более специфично. Например, мысль вида: "Я – замечательный пловец" является слишком обобщённой, и я могу разбить эту идею на составные части и работать над улучшением каждой из них – то есть я могу сконцентрироваться на силе замаха, скорости, плавности хода и т.д. Может быть, у меня и получается запоминать хорошие шутки, но что можно сказать о моей манере их презентации? О моём тоне голоса? И так далее в том же духе. Так просто бросаться чрезмерно обобщёнными заявлениями вида: "Я отлично справляюсь с мелким ремонтом в доме!"! Но что будет, если мы разобьём это общее понятие на составные части? Действительно ли я умею пользовать электродрелью? А шуруповертом? Я действительно так хорошо разбираюсь в сантехнике?
- В-третьих, было бы полезно найти наставников, у которых вы можете учиться. И пока вы находитесь рядом с ними, упражняйтесь в смирении – только так вы сможете действительно чему-то научиться. Если вам кажется, что вы уже являетесь отличным писателем, вы, конечно, можете им и быть, но нет предела совершенству – всегда есть куда расти. Хороший наставник покажет вам те моменты, в которых вы проявляете меньше эффективности, и он может подсказать вам способы совершения позитивных изменений – в том числе в манере коммуникации. Мы учимся у тех, кто действительно умеет делать то, что хотим уметь делать мы, и нам всем иногда нужна объективная обратная связь. Однако человек, который в основном концентрируется на вашем эмоциональном состоянии и готов сделать все, чтобы вы чувствовали себя хорошо по поводу самого себя, вряд ли поможет вам в развитии. Максимально устранив собственное эго из процесса развития своих способностей, мы сможем стать настоящими профессионалами или даже экспертами – и этот принцип работает во многих областях, множеством самых разных способов. И когда вы станете настоящим профессионалом, вам нужно помнить о том, что другие люди, возможно, до сих пор не прибыли в ту точку развития, на которой находитесь вы.
Итак, эффект Даннинга-Крюгера представляет собой специфическое когнитивное искажение, которое заставляет людей верить в то, что они являются куда более умными и способными, чем они есть на самом деле. Конечно же, люди с низким уровнем развития способностей поначалу не обладают навыками и умениями, необходимыми для признания собственной некомпетентности. И это сочетание недостаточного осознания самого себя и низкого уровня развития когнитивных способностей приводит к тому, что они начинают переоценивать свои знания и таланты. Как только мы обретем смирение и перестанем постоянно сравнивать себя с окружающими (ведь такое сравнение может привести к формированию иллюзий, вводящих нас в заблуждение), и вместо этого начнем сравнивать свой текущий уровень мастерства с самим собой в прошлом, как только мы начнем искать честной и объективной обратной связи от настоящих наставников, мы сможем обрести контроль над эффектом Даннинга-Крюгера, который оказывает на нас мощное и зачастую невидимое влияние, блокируя процесс саморазвития. И напоследок хотелось бы отметить один важный момент: предположение о том, что только другие люди – но не вы! – поддаются влиянию этого когнитивного искажения, является мощным сигналом о том, что у вас оно определённо есть (как бы парадоксально все это ни звучало). Как сказал Конфуций, реальное знание ни в коей мере не подразумевает невежества.