РАЗВИТИЕ СХЕМА-ТЕРАПИИ
Доктор Джеффри Янг начал разрабатывать схема-терапию в середине 1980-тых годов после того, как он обнаружил, что когнитивно-поведенческая терапия оказывается куда менее полезной и благотворной для некоторых индивидуумов (особенно для людей с хроническими характерологическими проблемами). Он скомбинировал концепции гештальт-терапии, теории объектных отношений, конструктивистского и психоаналитического подходов и создал объединённую методику, которая концентрировалась на сильных чертах каждой из этих систем взглядов.Первый Институт схема-терапии открылся в Манхэттене в 1990-тых годах. Результаты целого ряда исследований говорят о том, что этот подход является весьма эффективным в лечении пограничного расстройства личности, и особенности применения этой методики продолжают активно изучаться. Совсем недавно схема-терапия была дополнена медитацией для развития осознанности с целью создания методики с большим упором на духовность.
КАК РАБОТАЕТ СХЕМА-ТЕРАПИЯ?
Если эмоциональные потребности человека (такие, как базовая потребность в привязанности и симпатии, потребность в руководстве и направлении, потребность в любви, убежище и ощущении безопасности) остаются неудовлетворенными в детстве, во взрослом возрасте ему может не хватать умения самостоятельно находить способы удовлетворения всех этих потребностей через здоровые отношения с другими людьми. В основе схема-терапии лежит идея о том, что эти неоднозначные переживания формируют в сознании человека неадаптивные и неадекватные схемы, которые закрепляются в ранние годы жизни. Эти схемы превращаются в характерные модели интерпретации жизненных событий и поведения других людей, и впоследствии они могут негативно повлиять на жизнь человека, заставляя его делать нездоровый выбор или вовлекаться в токсичные отношения. Такой человек может страдать от отсутствия развитых социальных навыков и умений или вовлекаться в деструктивные и разрушительные модели поведения. Его способность выносить адекватные суждения может быть нарушена, и его могут мучить постоянные сомнения в самом себе или ощущение собственной никчёмности.Центральным элементом схема-терапии является выявление и трансформация неадаптивных и неадекватных схем, присутствующих в сознании клиента. Совместно с терапевтом человек выясняет происхождение неудовлетворённых эмоциональных потребностей и учится строить отношения, исполненные поддержки и подпитки – и все это позволяет ему начать формирование и закрепление ощущения собственной ценности и адекватности.
В рамках терапевтического процесса могут использоваться следующие техники:
- Поток образов: клиент исследует расстраивающие воспоминания из детства для того чтобы понять процесс развития и закрепления неадекватных и неадаптивных схем. Терапевт просит его представить себе виды, звуки и другие переживания, связанные с этим воспоминанием, а потом он предлагает клиенту в своём воображении завести разговор со своими опекунами, присутствующими в этих воспоминаниях, попросив их об удовлетворении своих потребностей. По ходу этого процесса клиенты часто идентифицируют и распознают текущие ситуации, вызывающие похожие эмоции, и это понимание позволяет им более эффективно находить здоровые способы удовлетворения своих потребностей в будущем.
- Флэш-карты: по ходу терапевтического процесса специалист помогает клиенту сформулировать сообщения, предназначенные для его опекунов, которым не удалось удовлетворить его эмоциональные потребности в детстве. Эти сообщения могут представлять собой простые утверждения, заметки или даже стихотворения. Обычно клиент просматривает флэш-карты с этими сообщениями в промежуток времени между сеансами. Эта практика учит человека здоровым и эффективным способам формулировки утверждений и запросов, касающихся удовлетворения эмоциональных потребностей.
- Работа со стулом: эта техника помогает клиенту выявить различные вариации эмоций и личностных проявлений. Человек пересаживается с одного стула на другой, выражая разные эмоции и аспекты личности на каждом из них. Также эта техника может использоваться для создания воображаемых диалогов с друзьями, членами семьи или другими значимыми людьми – в этом случае на одном из стульев человек может сформулировать запросы и утверждения, касающиеся удовлетворения его эмоциональных потребностей, а на другом стуле он может сыграть роль человека, способного удовлетворить эти нужды. Работа со стулом часто сочетается с потоком образов.
- Ведение дневника: в процессе прохождения схема-терапии пациентов часто просят вести дневник или как-то еще регистрировать любые переживания, стимулирующие проявление неадаптивных и неадекватных схем из ранних лет жизни – таким образом они учатся идентифицировать модели мышления, ассоциирующиеся с этими схемами. При проявлении этих моделей в промежуток времени между сеансами человек записывает в дневнике связанные с ними ассоциации, чувства и модели поведения. Эти записи часто пересматриваются на сеансах, и они могут оказаться очень полезными для выбора методик, позволяющих попрактиковаться в новых способах удовлетворения эмоциональных потребностей, и выявления ситуаций, в которых эти навыки окажутся наиболее полезными.
КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОЖНО ПРОРАБОТАТЬ С ПОМОЩЬЮ СХЕМА-ТЕРАПИИ?
Схема-терапия была создана для повышения эффективности лечения психических состояний и расстройств, которые оказывают длительное влияние на жизнь человека и отражаются на многих ее аспектах. Доктор Янг начал разрабатывать этот подход после того, как он заметил, что некоторые состояния, которые и так с трудом поддаются лечению, продолжают создавать проблемы для некоторых пациентов даже после прохождения лечения, оказавшегося эффективным в общем и целом.Результаты исследований, касающихся схема-терапии, говорят о том, что эта методика часто оказывается весьма эффективной в лечении таких состояний и расстройств, как:
- Посттравматический стресс
- Расстройства пищевого поведения
- Криминальные модели поведения
- Тревожность
- Злоупотребление различными веществами
- Проблемы в отношениях
- Хроническая депрессия
- Расстройства личности и связанные с ними проблемы
К тому же схема-терапия демонстрирует значительный потенциал в деле лечения нарциссического расстройства личности. Но, возможно, все ещё есть необходимость в проведении дополнительных исследований использования схема-терапии в лечении нарциссизма, потому что люди с этим расстройством, как правило, не обращаются за лечением добровольно.
ПРОБЛЕМЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ
Схема-терапия является относительно новой формой терапевтического вмешательства, и исследования этого подхода все еще ведутся. Недавний обзор результатов исследований, посвящённых схема-терапии, говорит о том, что ее можно назвать эффективной, однако в этом отчете также была отмечена необходимость формирования более полной и всесторонней базы данных, касающихся позитивных исходов и рентабельности этой методики.Одной из главных проблем схема-терапии является ее стоимость и продолжительность курса лечения. С учетом того, что схема-терапия отлично срабатывает в лечении хронических проблем, курс зачастую становится весьма продолжительным, и он стоит дороже, чем другие виды вмешательства, ограниченные во времени и подкрепленные доказательной базой. Однако психические состояния и расстройства, оставшиеся без лечения, могут обойтись сфере здравоохранения гораздо дороже, - то есть в итоге схема-терапия может оказаться куда менее затратной по сравнению с расходами, связанными с хроническими состояниями, которые так и не удалось вылечить.