ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ
Хайнц Кохут - психоаналитик, который в начале своей карьеры следовал учениям Фрейда, - представил самопсихологию в 1970-тых годах в публикации "Анализ самости". В ходе практической работы с клиентами он все больше разочаровывался в подходе Фрейда из-за постоянно выявляющихся ограничений: в частности, Кохут отмечал недостаточную эффективность этого подхода в проработке того, что в те годы считалось нарциссическим складом личности. Кохут начал исследовать концепцию любви к самому себе, пытаясь выяснить, действительно ли это чувство является незрелым и вредоносным для отношений, как утверждал Фрейд в своей теории психосексуального развития. Со временем Кохут сделал предположение о том, что некоторая степень нарциссизма на самом деле может быть вполне здоровой, полезной и благотворной в плане налаживания и поддержания отношений с другими людьми.Кохут также не соглашался с Фрейдом касательно причин развития нарциссизма. Он верил в то, что нарциссизм скорее является следствием недостатка эмпатии со стороны родителей, а не результатом конфликта побуждений, как полагал Фрейд. Кохут считал, что в детстве такой человек не смог сформировать здоровую самооценку из-за отсутствия эмпатичных реакций со стороны родителей, и поэтому ему пришлось искать другие источники ощущения собственной ценности и значимости.
Эмпатия как таковая стала важной частью работы Кохута после того, как он пришел к выводу о том, что слишком строгое следование идеям Фрейда зачастую поощряет аналитиков навязывать свои убеждения человеку, проходящему лечение. Кохут считал, что понимание уникальной перспективы клиента и его собственных представлений о проблемах, которые заставили его обратиться за лечением, с большей долей вероятности приведет к позитивному исходу. В теории самопсихологии эмпатия считается очень важным и ценным элементом – и здесь она понимается как способность терапевта посмотреть на проблему с точки зрения клиента и в полной мере осознать его переживания.
КОНЦЕПЦИИ САМОПСИХОЛОГИИ
В самопсихологии самость понимается как центр психологической вселенной индивидуума. У ребенка, растущего в приемлемой среде, обычно развивается здоровое ощущение себя – или здоровая самость. И такие индивидуумы обычно способны придерживаться последовательных моделей/переживаний на протяжении всей жизни, обладая развитыми способностями к саморегуляции и самоуспокоению. Если же человеку не удается сформировать здоровую самость и адекватное ощущение себя, он может полагаться на других в удовлетворении своих потребностей – эти другие люди называются «самообъектами» (так как они находятся за границами самости этого индивидуума). Согласно Кохуту, возникновение самообъектов является совершенно нормальной частью процесса развития. Дети нуждаются в самообъектах, потому что они не способны самостоятельно удовлетворить все свои потребности, - однако в процессе здорового развития самообъекты постепенно интернализируются по мере того, как у индивидуума развивается способность удовлетворять свои потребности, не полагаясь на других людей из внешнего мира.Ещё одним важным компонентом самопсихологии является перенос. В психоанализе перенос понимается как процесс, в ходе которого клиент перенаправляет свои чувства и желания из детства на новый объект – обычно им становится аналитик. Кохут выделил три специфических вида переноса, отражающих неудовлетворённые потребности на уровне самообъекта:
- Отзеркаливание: в этом случае другой человек становится своеобразным «зеркалом», в котором индивидуум видит отражение собственной ценности. В реальной жизни люди используют зеркало для того чтобы проверить состояние своей внешности, и точно так же этот вид переноса подразумевает использование позитивных реакций других людей, дающих подтверждение, в качестве инструмента, позволяющего увидеть позитивные черты в себе самом.
- Идеализация: Кохут верил в то, что каждому человеку нужны другие люди, способные дать ему спокойствие и комфорт. Например, ребенок, который упал и ободрал коленку, бежит к родителю за утешением – вот яркий пример проявления этой потребности. В процессе применения этого вида переноса человек из внешнего мира идеализируется как источник утешения и спокойствия, жизненно необходимый в те моменты, когда человек не может успокоиться самостоятельно.
- Близнец/Альтер-эго: Кохут считал, что каждый человек нуждается в ощущении сходства с другими людьми. К примеру, дети хотят быть похожими на своих родителей, и они повторяют за ними, воспроизводя модели поведения, которые они видят. По ходу здорового процесса развития у ребёнка формируется способность смиряться с имеющимися различиями и спокойно переносить их наличие.
РОЛЬ ЗДОРОВОГО НАРЦИССИЗМА
Согласно теоретическим принципам самопсихологии, нарциссизм является совершенно нормальной частью процесса развития ребёнка. Дети довольно часто фантазируют о том, что они сами обладают какой-то супер-силой, и/или они могут рассматривать своих родителей как всемогущих существ. Кохут верил в то, что подобные переживания нужно поощрять, потому что со временем ребенок сам начинает понимать нереалистичность подобных представлений о себе или своих родителях. Ребёнок, который растёт в среде, исполненной поддержки, способен вынести разочарование и фрустрацию, сопровождающую эту осознание, и со временем у него развивается здоровая степень нарциссизма – именно она способствует формированию прочного и установившегося ощущения себя, которое дарует ощущение безопасности и в то же время является гибким и устойчивым к внешним воздействиям.Кохут считал, что недостаточная степень эмпатии со стороны родителей может привести к формированию нарциссического склада личности у ребенка. Эмпатия считается недостаточной, если родитель не дает ребенку адекватной поддержки и подпитки, либо его реакция на ребенка является недостаточно выраженной. Такой родитель не удовлетворяет потребность ребенка в самообъекте. И то же самое наблюдается, когда проявления характера и настроения ребенка и родителя не совпадают, и им весьма непросто настроиться друг на друга. Любой из этих факторов может повлиять на развитие способности самостоятельно удовлетворять свои потребности, и в последующие годы ребёнок может столкнуться с некоторыми трудностями в этом плане.
ВКЛАД САМОПСИХОЛОГИИ В ОБЛАСТЬ ЗАБОТЫ О ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ
Самопсихология помогла сформировать более полное и всестороннее понимание нарциссизма, позволяя рассмотреть его в новой роли – в качестве нормальной и естественной части процесса развития. Несмотря на то, что нарциссический склад личности может создать серьёзные проблемы, нарциссические черты личности сами по себе не обязательно являются вредоносными.Подход Кохута также расширил понимание эмпатии и ее связи с сохранением психического здоровья. Самопсихология подчеркивает важность эмпатии в контексте терапевтических отношений и рассматривает ее как средство для понимания и объяснения процессов, наблюдаемых терапевтом – то есть эмпатия позволяет ему расширить концентрацию, не фиксируясь на специфических действиях или моделях поведения. В этом подходе эмпатия считается очень важным и даже обязательным компонентом лечения и процесса исцеления. Когда терапевт демонстрирует свою способность посмотреть на проблемы и тревоги клиента с его точки зрения, разделяя его понимание (Кохут обозначил эту способность термином «близкое к опыту наблюдение»), он активизирует и облегчает процесс исцеления, и в таких условиях клиент может гораздо быстрее достичь терапевтического прогресса.
ПРОБЛЕМЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ
Критики самопсихологии утверждают, что эта теория представляет собой всего лишь вспомогательную терапию, и она вряд ли поможет добиться устойчивых и долговременных изменений в жизни клиента. Также некоторые эксперты полагают, что самопсихология не может применяться по отношению к людям с нарциссическим расстройством личности – несмотря на ее попытки понять и объяснить нарциссизм.Другие критики заявляли о том, что эта теория является незавершенной, и она не способна адекватно проработать все аспекты психики (включая подсознание и побуждения), которые могут повлиять на развитие человека, а также его самочувствие и уровень благополучия в жизни.