Принцип преемственности (или забота в рамках континуума)

ИСТОРИЯ ПОНЯТИЙ «КОНТИНУУМ» И «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ»

В детстве Жан Ледлофф была очарована и заинтригована джунглями – особенно историями о ловком и сильном Тарзане. Она верила в то, что жизнь в джунглях представляет собой чистое, честное и искреннее существование, «настоящую неиспорченную жизнь», не затронутую влиянием западной культуры. Когда она стала взрослой, у неё появилась возможность пожить в племени екуана в джунглях Венесуэлы. За три года Ледлофф побывала в нескольких экспедициях, в ходе которых она наблюдала за жизнью этого племени, и она обратила особое внимание на их методы воспитания детей. Она заметила, что маленькие представители этого племени крайне редко бывали расстроенными и практически никогда не ссорились. Эти наблюдения зажгли в ее сознании огонёк идеи, которая чуть позже превратилась в теорию преемственности и заботы в рамках континуума. В 1975 году Ледлофф опубликовала книгу под названием «Принцип преемственности: в поисках утраченного счастья» – в русском переводе она называется «Как вырастить ребенка счастливым: принцип преемственности».

ЧТО ТАКОЕ КОНТИНУУМ?

Термин «континуум» (в том смысле, в котором он используется Жан Ледлофф) относится не только к индивидуальным переживаниям и жизненному опыту одного-единственного человека, но и к опыту его семьи, клана, сообщества и вида в целом - именно в этом выражается преемственность. Согласно принципу преемственности, ключевым фактором оптимального человеческого развития является создание таких условий, в которых новорождённый получает уход и заботу по первому требованию, начиная с самого момента рождения. Ледлофф верила в то, что в сознании человека разумного на инстинктивном уровне закреплено ожидание удовлетворения всех потребностей в рамках континуума. К примеру, маленькие дети ожидают немедленной, мгновенной реакции на свой плач и крики, однако из-за культурных норм и проблем со здоровьем многие дети, родившиеся в больничных условиях, не всегда чувствуют постоянную связь с матерью и другими опекунами.

Ледлофф утверждает, что некоторые переживания могут негативно повлиять на развитие ребёнка – к ним относится:

  • Немедленное разлучение с матерью по медицинским показаниям  
  • Размещение в родильном отделении отдельно от матери 
  • Физическая изоляция или постоянное присутствие криков и плача других детей в окружающей среде 
  • Кормление по расписанию 
  • Сон в одиночестве в домашних условиях 
  • Оставление в одиночестве на долгие часы 
  • Игнорирование плача и криков родителем или опекуном из-за боязни «испортить» ребёнка или «избаловать» его

Сторонники принципа преемственности и заботы в рамках континуума верят в то, что подобные переживания могут заронить в сознание ребёнка семя убеждённости в том, что он является антисоциальным, не может защитить самого себя или не соответствует родительским ожиданиям.

Концепция континуума и преемственности основана на идее о том, что полное удовлетворение потребностей ребёнка позволит ему почувствовать себя комфортно, насладиться ощущением безопасности и надёжности и осознать себя как способного и умелого представителя рода человеческого. То есть в таких условиях у ребёнка сформируется уверенность в собственных способностях, и он успешно пройдёт все этапы развития. Его личный континуум состоит из набора определённых потребностей, - таких, как:

  • Физический контакт: ребёнку постоянно требуется тесный контакт с матерью и ее прикосновения, он всегда должен находиться на руках у основного опекуна (даже во время выполнения повседневных обязанностей).
  • Сон: маленькие дети должны спать в одной постели с родителями до тех пор, пока они не будут готовы спать отдельно.
  • Питание: время кормления должно определяться потребностями ребёнка и сигналами, исходящими от него, а не чётко установленным расписанием.
  • Поддержка: реакция основного опекуна на такие сигналы, как плач, крики, беспокойство или выгибание, не должна предполагать осуждения, выражать фрустрацию, расстройство, неприязнь или отвращение. Опекун должен выдавать спокойную реакцию, исполненную заботы и внимания, - которая в то же время должна быть уместной.

Сторонники принципа преемственности и заботы в рамках континуума считают, что благожелательное обращение с новорождённым и выдача позитивных реакций даёт ему знать о том, что опекуны ожидают от него общительности, дружелюбия и успехов, и такой ребёнок, скорее всего, вырастет в коммуникабельного и социально адаптированного человека, склонного к сотрудничеству. Соблюдение принципов преемственности создаёт такую среду, в которой ребёнок просто-напросто не знает о существовании каких-то других, альтернативных исходов, и потому он с лёгкостью воплощает все эти ожидания – то есть таким образом новорождённого можно направить к закреплению уверенности в своих инстинктах самосохранения. В такой среде он чувствует себя защищённым и наслаждается ощущением безопасности, и он сможет проживать свою жизнь с соответствующим осознанием, потому что он получал должную заботу с самого рождения.

Практика применения принципа преемственности и заботы в рамках континуума ориентирована в основном на родителей, которые и запускают все эти благотворные процессы в сознании ребёнка. Эта методика вооружает их практическими техниками и советами, которые позволят им поддержать правильное развитие своих детей и сохранить их эмоциональное благополучие. Однако принцип преемственности и заботы в рамках континуума также может применяться по отношению к взрослым, которые понимают, что в ранние годы жизни их потребности не получали адекватного удовлетворения. В таких случаях человек может проработать упущенные аспекты континуума с помощью дыхательных практик, техник, основанных на движении, внутреннего диалога и работы над улучшением качества коммуникации. Затем специалист проводит такого человека через все этапы его собственного развития для того чтобы он смог получить доступ к разным уровням собственной сущности и исследовать ту личность, которой он является на самом деле.

ТЕОРИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И ЗАБОТЫ В РАМКАХ КОНТИНУУМА

Концепция преемственности и заботы в рамках континуума отчасти представляет собой набор практических техник и способов исполнения родительских обязанностей, основанный на знаниях об эволюции вида «человек разумный» и концепции импринтинга (или запечатления). Импринтинг – это инстинкт, отвечающий за формирование и поддержание связанности с опекунами, начиная с момента рождения, а также за обучение и заимствование знаний у старшего поколения. Именно так выражается преемственность, и ребёнок может довольно быстро сформировать сильную и крепкую связь с родителями благодаря биологическим часам, эмоциональной вовлеченности и влиянию гормонов. Забота в рамках континуума предполагает наличие содействия и всяческой помощи в протекании всех этих процессов, и обязательным элементом является желание родителей постоянно поддерживать контакт с ребёнком для того чтобы постоянно и незамедлительно удовлетворять все его потребности и каждую из них.

Концепция континуума и преемственности основана на постулате о том, что потребность в таком виде заботы присуща нам от рождения – то есть она изначально встроена в человеческую природу. Именно поэтому нарушение этих естественных процессов из-за влияния культурных норм может поспособствовать появлению у ребёнка дисфункциональных и неадаптивных убеждений по поводу опекунов, и он лишается возможности сформировать уверенность в своей способности защищаться и самостоятельно поддерживать своё существование. Когда плач и крики ребёнка расцениваются как что-то бессмысленное и не имеющее значения, в его сознании закрепляется ощущение беспомощности.

Основная цель реализации принципа преемственности и заботы в рамках континуума – помочь родителям избавиться от выученных взглядов на воспитание детей и получить доступ к внутреннему интуитивному знанию, позволяющему осмыслить и осознать важность преемственности. Этот подход поощряет людей вернуться к своим эволюционным корням и следовать своим инстинктам в процессе заботы о подрастающем поколении.

ПРОБЛЕМЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И ЗАБОТЫ В РАМКАХ КОНТИНУУМА

Эта теория считается ограниченной из-за избегания западной методологии и склонности к довольно широкой и размытой классификации западной культуры - что потенциально может привести к невежеству в плане прогресса и полезных достижений, которые были сделаны исследователями, принадлежащими к другим школам. Было бы очень полезно провести дополнительные исследования для оценки эффективности и практической пользы применения принципа преемственности и заботы в рамках континуума.

К тому же эта модель обходит вниманием тех родителей, которые не использовали принцип преемственности и заботы в рамках континуума в начале жизни ребёнка и хотели бы начать его использовать в данный момент – они не найдут в этой теории достаточного количества полезных советов и рекомендаций. Этот подход не предоставляет особой помощи и поддержки родителям, желающим скорректировать имеющиеся проблемы с помощью других средств и способов исполнения родительских обязанностей, подразумевая, что младенчество и ранние годы жизни представляют собой критически важный период в развитии человека.

Некоторые специалисты критиковали концепцию преемственности и заботы в рамках континуума за то, что ее сторонники стыдят матерей, которые не используют такой подход по отношению к своим детям. Эти критики заявляют, что сама идея о континууме и преемственности в рамках целостной среды может привести к несправедливым обвинениям или навешиванию ярлыка «плохой родитель» на тех, кто предпочитает другой стиль исполнения родительских обязанностей.


< Православная психология    Провокативная психотерапия >
Позвоните нам!
Ваш заказ готов к оформлению
Личный кабинет
Вам будет доступна история заказов, управление рассылками, свои цены и скидки для постоянных клиентов и прочее.
Ваш логин
Ваш пароль