Этот вид терапии подразумевает руководство квалифицированного терапевта, специализирующегося на этом подходе, и он часто используется в больницах, школах, центрах реабилитации, исправительных учреждениях, домах престарелых и хосписах.

ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

Музыка использовалась в качестве терапевтического инструмента на протяжении многих веков. Выяснилось, что она воздействует на многие области мозга – включая те его части, которые вовлечены в создание эмоций, когнитивные процессы, формирование определенных ощущений и регуляцию движений. В сочетании с привлекательностью музыки как таковой и широким разнообразием музыкальных форм и стилей этот факт обеспечивает уникальную эффективность музыкальной терапии в лечении целого ряда физических и психических состояний и расстройств, включая депрессию, тревожность и гипертонию.

Врачи и другие клинические специалисты заметили мощное влияние музыки на процесс исцеления в годы мировых войн, когда гастролирующие музыкальные коллективы приезжали в госпитали и выступали для раненых. Медицинское сообщество подавало запросы о привлечении профессиональных музыкантов в штат госпиталей – и, как следствие, в обществе появилась потребность в организации специализированных тренингов и курсов обучения использованию музыки в качестве терапевтического инструмента.

Со временем колледжи и университеты начали включать музыкальную терапию в свои учебные планы – первым это сделал Университет штата Мичиган в 1944 году. В 1950 году была основана первая профессиональная организация для терапевтов, специализирующихся на музыкальной терапии – её назвали Национальной ассоциацией музыкальной терапии (НАМТ). В 1998 году была основана Американская ассоциация музыкальной терапии (ААМТ), которая стала результатом слияния НАМТ и Американской ассоциации терапии музыкой. ААМТ просвещает общественность о преимуществах и способах использования музыкальной терапии и предоставляет доступ к этому виду лечения. Также она проводит специализированные курсы и тренинги, занимается разработкой профессиональных стандартов и проводит исследования эффективности терапии музыкой и различных способов ее применения в лечении.

КТО МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ ПОЛЕЗНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ОТ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ?

Музыкальная терапия может оказаться полезной для широкого круга самых разных людей. Разнообразная и многогранная природа музыки позволяет использовать ее в лечении многих проблем и расстройств как физического, так и психологического характера. В некоторых случаях эффект музыкальной терапии превосходит эффекты других видов лечения, потому что музыка активизирует специфические реакции, оказывающиеся недоступными для других, более традиционных терапевтических подходов. Человек, которому весьма непросто выразить себя в вербальной форме, может проявить больше интереса к терапии музыкой – и в данном случае он также демонстрирует большую вовлеченность в терапевтический процесс, которой невозможно было бы достичь при применении традиционных форм терапии. К тому же клиенту не нужно обладать какими-то специальными знаниями или иметь опыт занятий музыкой для того чтобы получить полезные преимущества от этой терапевтической методики.

Музыка пробуждает позитивные эмоции и стимулирует центры вознаграждения в головном мозге, и поэтому она может облегчить симптомы таких состояний и расстройств, как:
  • Депрессия
  • Проблемы с настроением
  • Тревожность
  • Шизофрения
  • Зависимость от каких-то веществ
  • Аутизм
  • Расстройства личности
  • Бессонница
  • Деменция
Музыкальная терапия благотворно влияет на когнитивное, социальное, эмоциональное и моторное функционирование, и результаты исследований говорят о том, что она даёт позитивные результаты в проработке симптомов болезни Альцгеймера, интеллектуальных и физических проблем и последствий черепно-мозговых травм. Этот вид терапии также использовался в лечении физических заболеваний – таких, как рак и гипертония.

Музыкальная терапия оказывает благотворное влияние не только на людей с серьезными или хроническими физическими и психологическими проблемами – этот вид терапии может дать полезные преимущества в проработке самых разных поводов для тревог. Музыка часто используется для снижения уровня стресса и облегчения болей у рожениц. Также этот вид терапии может применяться для повышения самооценки, улучшения представлений о самом себе, развития навыков вербальной коммуникации, активизации просоциальных моделей поведения, совершенствования способностей, связанных с социализацией, достижения сплочённости в коллективе и развития полезных умений, позволяющий справляться с происходящим.

КАК ВЫГЛЯДИТ СЕАНС МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ?

Методы вмешательства, используемые в рамках музыкальной терапии, можно разделить на две группы – активные и рецептивные (или пассивные) техники. Активные техники подразумевают создание музыки – например, человек может петь, читать речитативы, играть на музыкальном инструменте, сочинять музыку или импровизировать. Рецептивные (или пассивные) техники подразумевают прослушивание музыки и выдачу реакции на нее – это может быть танец или анализ текста песни. Лечение часто включает как активные, так и рецептивные техники, и оба вида вмешательств используются в качестве отправной точки для обсуждения чувств и переживаний, а также целей и ценностей клиента.

Музыкальная терапия может подразумевать индивидуальную работу или работу в группе, и музыка может подбираться как терапевтом, так и человеком, проходящим лечение. Терапевт, специализирующийся на терапии музыкой, обычно предоставляет музыку из выбранной категории и обеспечивает ее воспроизведение в определенном режиме. И он также регулирует время музыкального воздействия, создавая условия, соответствующие целям и потребностям данного конкретного клиента.

В ходе выбора музыки для терапии специалист руководствуется принципом Исо, согласно которому музыка должна соответствовать текущему состоянию пациента – в этом случае она окажет максимальное позитивное воздействие. Именно поэтому терапевты стараются убедиться в том, что как мелодия, так и слова того или иного произведения подходит к настроению и психологическому состоянию человека, проходящего терапию.

В рамках музыкальной терапии часто используется написание песен, которое может подразумевать создание оригинальных текстов или модификацию уже существующих – причём последний вариант считается более структурированным. Человек может изменить несколько слов в тексте песни, добавить новые куплеты или переписать текст заново так, чтобы он ложился на имеющуюся мелодию. Если клиенту даётся полная свобода в составлении текста песни, терапевт может задать ему отправную точку в виде определённой темы или эмоции.

Преимущества музыкальной терапии могут использоваться целым рядом различных способов:

  • Если клиент пережил инсульт, и теперь ему весьма непросто общаться с людьми, пропевание слов или коротких фраз, наложенных на простую мелодию, может активизировать производство речи и сделать её куда более беглой и плавной.
  • Человек с нарушением моторных навыков может усовершенствовать эти умения, проигрывая простые мелодии на пианино или выстукивая определенный ритм на барабанах. Использование ритмических стимулов (таких, как метроном) может помочь такому клиенту инициировать движения, улучшить координацию и настроить тайминг, распределяя движения во времени.
  • В ходе работы с ребенком-аутистом, обладающим ограниченным набором социальных навыков и умений, терапевт может включить для него музыку и попросить его представить себе эмоциональное состояние ее создателя или исполнителя. Такое упражнение способствует развитию внимания к эмоциям, переживаемым другими людьми, и учит пациента понимать их суть.
  • Игра на барабане в группе активизирует расслабление, предоставляет возможность для выражения чувств и эмоций и усиливает связанность между членами группы. Участники могут сесть в круг и положить руки на барабаны, а терапевт направляет их в процессе создания определенного ритма – при этом члены группы могут исполнять свои партии по очереди, или они могут барабанить все вместе. Терапевт может попросить участников выразить свои чувства в виде определённого ритма, либо он может дать группе задание на импровизацию – они могут совместно создавать ритм, и этот процесс усиливает сплочённость группы, укрепляя связанность между ее членами.
  • Музыка может сопровождать управляемый поток образов или техники прогрессивного мускульного расслабления, усиливая воздействие внушений терапевты.

ОГРАНИЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

Музыкальная терапия обычно даёт благотворные результаты, но ее не рекомендуется использовать в качестве единственного вида терапии в лечении серьёзных медицинских и психиатрических состояний и расстройств. Музыка может помочь в облегчении некоторых симптомов подобных состояний, но в таких случаях все же может возникнуть необходимость в других методах вмешательства – таких, как прием медикаментов, физическая терапия или психотерапия.

Несмотря на то, что в музыкальной терапии можно использовать любой музыкальный жанр, здесь все очень индивидуально, и определенный стиль музыки даст терапевтический эффект далеко не во всех случаях. Влияние того или иного музыкального произведения зависит не только от индивидуальных предпочтений, но и от специфики проблем и расстройств, имеющихся у клиента, и некоторые музыкальные формы и жанры могут вызвать возбуждение и волнение у отдельных индивидуумов. Для достижения успеха терапевту стоит учесть все эти факторы и принять во внимание музыкальные предпочтения данного конкретного клиента.
< Метод Фельденкрайза    Нарративная психотерапия >
Позвоните нам!
Ваш заказ готов к оформлению
Личный кабинет
Вам будет доступна история заказов, управление рассылками, свои цены и скидки для постоянных клиентов и прочее.
Ваш логин
Ваш пароль
+7 (903) 723-21-30
Работаем для вас с 10:00 до 20:00