РОДЖЕРИАНСКАЯ ТЕОРИЯ В ПСИХОТЕРАПИИ
Роджерс не рассматривал людей как существ, ущербных по своей сути и реализующих проблемные модели поведения и мышления, требующие лечения. Вместо этого он заложил в основу своей терапии идею о том, что каждый человек желает достичь персонального, личностного роста и совершить необходимые для этого изменения, и каждый человек способен достичь этой цели. Роджерс обозначил это естественное человеческое желание термином "склонность к актуализации" - или "самоактуализация". Он считал, что этот процесс похож на склонность других живых организмов к поддержанию баланса и гармонии, установлению порядка и созданию определенной структуры во множестве своих составных частей. Согласно Роджерсу, «человек обладает огромными запасами внутренних ресурсов, необходимых для понимания собственной сущности и изменения представлений о самом себе, а также базовых моделей восприятия, отношения к самому себе и моделей поведения, направленных на самого себя, - и он может получить доступ к этим ресурсам при наличии определённых условий, оптимальных для стимуляции психологических установок".Терапевт, специализирующийся на клиент-центрированном подходе, обучен распознавать потенциал каждого человека и признавать его, проявляя безусловное и безоговорочное позитивное отношение к клиенту. Этот подход, исполненный эмпатии, подразумевает необходимость следовать за клиентом – по мере возможности: то есть терапевт не задает определенное направление терапевтическому процессу. Вместо этого он предоставляет клиенту поддержку, мягкое и ненавязчивое руководство и определенную структуру, в рамках которой тот может открыть персонализированные решения внутри себя.
Клиент-центрированная терапия вышла на передний план в гуманистической психологии, и эти принципы повлияли на многие другие терапевтические техники, а также на область заботы о психическом здоровье в общем и целом. Влияние роджерианского подхода также прослеживается во многих других областях, включая медицину и сферу образования.
РОДЖЕРИАНСКАЯ ТЕОРИЯ: ШЕСТЬ ФАКТОРОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РОСТА
Роджерс идентифицировал шесть ключевых факторов, стимулирующих внутренний рост. Он выдвинул предположение о том, что при наличии всех этих условий у человека не останется другого выбора, кроме полной реализации своего потенциала в конструктивной манере. И вот какие шесть факторов он выявил:- Психологический контакт терапевта и клиента: этот первый фактор подчеркивает важную роль налаживания качественного терапевтического контакта, который считается обязательным условием активизации процесса совершения личностных изменений у клиента. Следующие пять факторов характеризуют определённые аспекты терапевтических отношений, и степень их проявления может варьироваться.
- Несоответствие или уязвимость клиента: несоответствие между представлениями о самом себе, закрепившимися в сознании клиента, и его реальными переживаниями может сделать его уязвимым и более предрасположенным к проявлению страхов и тревожности – и сам клиент часто не осознает этого несоответствия.
- Согласованность действий терапевта и его искренность: терапевт должен в полной мере осознавать самого себя, от него требуется искренность и проявление таких моделей, которые действительно находятся в согласии с его истинной сущностью. И здесь речь идет не о том, что терапевт должен быть олицетворением совершенства – скорее здесь имеется в виду способность оставаться верным самому себе в рамках терапевтических отношений.
- Безусловное и безоговорочное позитивное отношение (БПО) со стороны терапевта: терапевт должен принимать переживания клиента (как позитивные, так и негативные) без каких-либо условий или вынесения каких-то суждений. В такой атмосфере клиент сможет свободно поделиться своими мыслями, чувствами и эмоциями без боязни осуждения.
- Эмпатия со стороны терапевта: терапевт должен проявить эмпатию по отношению к клиенту и дать ему знать о том, что он признает и понимает его эмоциональные переживания – но при этом он сам не должен в них вовлекаться.
- Восприятие клиента: в какой-то степени клиент воспринимает безусловное и безоговорочное позитивное отношение терапевта, его эмпатию и способность понять и признать его чувства, потому что все эти аспекты выражаются через слова и модели поведения терапевта.