ГОЛОСОВОЙ ДИАЛОГ И ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТЕЙ
Техника голосового диалога была создана в начале 1970-тых годов Хэлом и Сидрой Стоун, которые познакомились, когда Сидра обратилась к Хэлу с просьбой научить ее использованию управляемого потока образов. На сеансах они обнаружили присутствие множества суб-личностей (которые также называются энергетическими моделями или личностями) внутри человеческой психики. Стоуны разработали теорию, согласно которой каждая из этих суб-личностей ведет себя как реальный человек и имеет свои собственные убеждения, характеристики, правила и модели поведения. Разговаривая с индивидуальными личностями, они выявили несколько разных ролей, которые каждая из этих личностей могла играть в защите человека. Теоретическая система, лежащая в основе этого подхода, называется "психологией личностей", и она подразумевает анализ механизмов функционирования этих личностей, их проявления в отношениях, их влияния на решения человека и его жизненный выбор, а также их роли в эволюции сознания этого индивидуума.Стоуны идентифицировали два основных типа суб-личностей – первичные личности и отвергаемые личности. Первичные личности – это группа доминантных личностей, которые определяют персональные особенности человека и контролируют его жизнь. Эта группа обозначается термином "оперирующее эго". Отвергаемые личности – это те суб-личности, которые находятся на равных с первичными личностями и при этом противостоят им. Считается, что как первичные, так и отвергаемые личности вносят весомый вклад в выживание человека и в проявление его социальных навыков и умений – несмотря на имеющиеся конфликты на уровне ценностей. И обе эти группы влияют на самочувствие человека и его общее благополучие. И с учётом всего этого Стоуны делают особый акцент на важности проявления уважения к каждой суб-личности в ходе терапии.
Стоуны пришли к выводу о том, что было бы очень полезно охватывать и анализировать переживания как первичных, так и отвергаемых суб-личностей. И для достижения этой цели человеку, проходящему терапию, нужно оторваться от основного себя и, фигурально выражаясь, занять "центральную точку", из которой он может наблюдать как за первичной личностью, так и за противостоящей ей личностью отвергаемой. Клиенту нужно уйти прочь от своего оперирующего эго (или «осведомлённого эго»), и когда он делает шаг назад, со стороны наблюдает как за первичными, так и за отвергаемыми личностями, и объективно оценивает их переживания, он развивает и совершенствует свою способность принимать осознанные, центрированные решения и делать соответствующий выбор. И этот процесс Стоуны обозначили термином «процесс осознания эго».
КАК РАБОТАЕТ ГОЛОСОВОЙ ДИАЛОГ?
Голосовой диалог помогает человеку, проходящему терапию, выявить те части своей психики, с которыми он идентифицирует себя в наибольшей степени. Также он учится дистанцироваться от своей привычной сущности ради ослабления и/или устранения любого негативного влияния некоторых из этих суб-личностей. Терапевт, руководящий голосовым диалогом, называется "помощником", и он помогает клиенту расширить и углубить самоосознание и лучше понять свои внутренние личности.Обычно в ходе сеанса помощник приглашает множество суб-личностей клиента на разговор и предлагает им рассказать о том, какой кажется им жизнь. Функция помощника – поощрить каждую личность на предоставление максимального количества информации и выслушать все, что эти личности хотят сказать. Он не пытается организовывать переговоры между отдельными личностями, как-то менять эти личности или в чем-то их убеждать – он просто поощряет их высказаться и внимательно слушает. По ходу этого процесса помощник может задавать вопросы, позволяющие как клиенту, так и терапевту больше узнать о каждой суб-личности. И вот как могут звучать эти вопросы:
- Как тебя зовут?
- Можешь ли ты описать свою внешность?
- Можешь ли ты описать эмоции, которые ты испытываешь прямо сейчас?
- Как долго ты находишься вместе с этим человеком?
- Ты помнишь, когда вы впервые встретились с этим человеком?
- Не мог бы ты рассказать мне об этой встрече?
- Какую работу ты делаешь для этого человека?
- Тебе трудно делать эту работу?
- Этот человек знает о том, что ты там?
- Что этот человек чувствует по отношению к тебе?
- Можешь ли ты сказать, что другие личности работают вместе с тобой и поддерживают тебя?
- Как ты думаешь, что случилось бы с этим человеком, если бы ты ему не помогал?
Считается, что голосовой диалог помогает клиенту расширить и углубить знания о самом себе, восстановить утраченные навыки, умения и таланты, а также наладить контакт со всеми гранями своей сущности. В ходе голосового диалога люди учатся формировать отстранённую перспективу и видеть более полную картину – вместо того, чтобы проживать свою жизнь в привычной и/или реактивной манере, навязываемой первичными личностями. И это новое видение не только позволяет человеку принимать информированные решения во всех областях и аспектах своей жизни, но и дарует ему полезные озарения, касающиеся разных граней собственной личности и способов обретения и сохранения баланса на этом уровне.
Расширение и усиление самоосознания, которое наблюдается во многих случаях, обозначается термином «осознание эго» или "процесс осознания эго". По ходу этого процесса человек знакомится со всеми уровнями и гранями собственного сознания, расширяя и углубляя представления о самом себе. И, благодаря этому новому пониманию, он трансформирует манеру заботы о себе – теперь он не пытается отрицать или подавлять какую-то суб-личность, а переключает внимание на сдерживание напряжения.
ПРОБЛЕМЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО ПРОРАБОТАТЬ С ПОМОЩЬЮ ГОЛОСОВОГО ДИАЛОГА
Основная цель этого подхода – расширение и углубление самоосознания и развитие осознанности, которое способствует расширению спектра возможностей в плане принятия решений. С новым уровнем самоосознания человек больше не будет делать выбор автоматически. Лучшее понимание самого себя может оказаться очень полезным при столкновении с трудностями и вызовами и/или непростыми жизненными обстоятельствами.Голосовой диалог может дать полезные преимущества в проработке проблем с коммуникацией и эффектов стресса. Он может использоваться в лечении расстройств настроения и ПТСР. Особенно полезным этот подход может стать для людей, имеющих проблемы в отношениях – романтических, профессиональных, семейных или каких-то других, - потому что он позволяет проработать модели, проявляющиеся в отношениях автоматически, которые и могли стать причиной появления трудностей.
В ходе одного из исследований также выяснилось, что этот подход может оказаться весьма успешным как часть комплексного плана лечения нервной анорексии.
ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ГОЛОСОВОГО ДИАЛОГА
Техника "голосовой диалог" не является зарегистрированной торговой маркой - то есть права на неё не принадлежат определённому человеку или группе людей. К тому же Стоуны не выдают сертификаты людям, желающим использовать их подход, и не поддерживают подобную сертификацию. Люди, заинтересованные в изучении этой теории или практическом применении этого подхода, могут записаться на частные курсы обучения, которые Сидра Стоун организует в ретрите, расположенном в местечке Тера, район Мендосино, Калифорния. Обучающая программа может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом формате. Она включает от трёх до пяти сеансов продолжительностью в 2-3 часа. Сеансы могут включать разъяснения связующих моделей, освоение техник помощи в ведении голосового диалога, исследование процесса осознания эго или просвещение в каких-то других областях (при необходимости).ПРОБЛЕМЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ ГОЛОСОВОГО ДИАЛОГА
Этот подход может дать ограниченный эффект в работе с людьми, которые с трудом воспринимают управляемый поток образов, или которым непросто даются задания на самоосознание. Также он не является наилучшим вариантом для людей, имеющих серьёзные психические расстройства (такие, как шизофрения).Несмотря на то, что некоторые терапевты верят в эффективность голосового диалога, на данный момент существует не так уж и много эмпирических доказательств его эффективности, основанных на опыте. И отсутствие сертификации в области применения этой методики также может стать поводом для размышлений для заинтересованных лиц.