Здесь я буду говорить исключительно об умении слушать других людей
Уже одна эта способность может изменить суть и качество ваших отношений. Но умение слушать представляет собой нечто большее – оно является более масштабным, чем думают многие. В этой статье я расскажу вам о том, как это умение привносит нечто большее в процесс общения, позволяя вам не только поддерживать разговор, но и улавливать то, что выходит за рамки слов. И я также расскажу вам о переключении в специфический режим осознания, который создаст идеальные условия для полного проявления этой способности. Умение слушать – действительно слушать! – позволяет нам улавливать мета-коммуникацию. Она включает невербальные средства общения – наш способ расставления акцентов на определенных словах, нашу манеру речи, то, как мы выглядим - то есть модели нашей коммуникации. Наше подсознание говорит на языке метафор, и поэтому способность улавливать метафорические модели общения позволяет нам понять подсознательные мысли и убеждения наших собеседников. И для того чтобы сделать это, нам нужно переключиться из режима передачи в режим принятия. В этом режиме мы услышим не только слова собеседника, но и то, что он нам сообщает, даже не осознавая этого – то есть мы слушаем то, что он нам сообщает осознанно, и в то же время прислушиваемся к тому, что говорит нам его подсознание. Когда мы слушаем кого-то, мы также наблюдаем за этим человеком. А реальное, истинное наблюдение – внимательное наблюдение – дарует нам мудрость. Мы становимся мудрыми в том смысле, что мы понимаем, как именно все наши слова, действия и модели общения могут помочь окружающим, и как они влияют на других людей. И мы можем выдать искреннюю реакцию на событие, ситуацию или определённого человека, только если мы действительно прислушаемся в происходящему и к тем моделям, которые мы наблюдаем.Великий психиатр и психолог Милтон Эриксон, которого действительно можно назвать настоящим целителем, очень хорошо умел слушать
Его дочь Бетти очень интересно описала его манеру общения: «Он слушал глазами». На протяжении нескольких лет в подростковом возрасте Эриксон был парализован. Прикованный к постели, он постоянно наблюдал – или слушал глазами. И у него развилась почти что сверхъестественная способность видеть истинную мотивацию людей и понимать, что они на самом деле сообщают за рамками очевидного повествования, складывающегося из произносимых ими слов. То есть первой частью способности действительно слушать может быть умение действительно смотреть – и видеть. Я думаю, что мы все можем научиться больше слушать глазами. И благодаря такой наблюдательности глухой человек может стать лучшим слушателем, чем человек, который способен слышать, но почему-то не слушает. И я считаю, что настоящее, глубокое слушание представляет собой нечто большее, чем концепция, которую можно выразить банальной фразой "Я тебя услышал".Но, как я уже говорил, я хочу расширить саму концепцию слушания
Здесь речь не только об умении слушать других людей, но и о способности прислушиваться к самой жизни как таковой. Да, я знаю, все это звучит немного странно. Позвольте мне объяснить, что я имею в виду. Когда мы прислушиваемся к тому, что говорит нам природа и сама жизнь, мы учимся избегать ошибок – настолько, насколько это в принципе возможно. Если клиент говорит о том, что ситуация у него на работе, в отношениях или в какой-то другой сфере жизни является просто невыносимой, и он понятия не имеет, как он будет разбираться со всем этим, я спрашиваю его, какое сообщение, по его мнению, посылают ему его собственные реакции? О чем они ему говорят? И здесь я не говорю о том, что нам всегда нужно воплощать свои чувства в действиях или руководствоваться ими в процессе принятия решений. Спокойное рассмотрение ситуации позволит нам уловить сообщения, которые передает нам сама жизнь – и оценить их по достоинству. Иногда самый лучший вариант действий – прислушаться к тому, что говорит вам сама ситуация. Люди повторяют свои ошибки, потому что они не прислушиваются к жизни. И если вы не извлечете урок из определённой ситуации, вы обречены повторять одну и ту же ошибку снова и снова. Скорее всего, вы слышали такие фразы, как "Я знал, что я не должен доверять тому-то и тому-то", "Не могу поверить, что я снова в это ввязался!". Эти люди страдают от последствий своей неспособности прислушаться к тому, что говорит им сама жизнь.Но как мы можем научиться действительно слушать?
Для этого нам потребуется понимание собственного сознания и обретение контроля над ним. Дейкман, великий психиатр и автор многих трудов по психологии, мистицизму и искусству, выделил 2 режима осознания. Первый из них – это режим действия, в котором мы воздействуем на окружающую среду и делаем что-то с текущими обстоятельствами. И этот режим отделяет нас от окружающего мира и людей в нем. Он подразумевает практические действия, извлечение пользы, получение чего-то, манипуляцию. В этом режиме мы готовы удовлетворять свои потребности во что бы то ни стало – делая все возможное. Такой настрой представляет собой неотъемлемую часть человеческой сущности – она закреплена на фундаментальном уровне и нацелена на обеспечение биологического выживания. Эта часть нашей личности постоянно спешит – она такая занятая и деятельная. Именно она занимается объективизацией мира – а также самой себя. Ей нравится разбирать все на составные части и "раскладывать по полочкам", относя различные вещи и проявления к определённым категориям. Она считает, что, увидев одно дерево, она видела все возможные деревья. И эта часть нашей личности, отделённая от окружающего мира и других людей, сокрушается по поводу старения. Ее печалит перспектива неминуемой смерти, потому что ее основная роль – приобретение и овладение. Она действует по-своему, основываясь на своем личном понимании и нисколько не заботясь о том, как именно оно вписывается в более глобальную схему вещей. Эта часть представляет собой основу выживания – и в то же время источник многих слабостей и пороков. Это неотъемлемая часть человеческого сознания – но во многих случаях она также является единственной. Однако большинство людей способны переключаться во второй режим – по крайней мере, время от времени. Режим восприятия – или восприимчивости - позволяет нам в большей степени слиться с окружающим миром и другими людьми. В этом режиме границы между нами и нашим окружением как будто стираются и становятся более размытыми. Дейкман называет это состояние "режимом восприятия", но в тех терминах, которые я использую в этой статье, я бы сказал, что этот режим больше связан с реализацией способности прислушиваться к жизни и говорить с ней. Большую часть времени мы не реализуем эту способность – мы не прислушиваемся к самому бытию как таковому, и из-за этого жизнь может казаться нам бессмысленной, или мы можем утратить связанность с ней. Давайте посмотрим на все это с другой стороны: допустим, я оказался на живописном морском побережье. Если я нахожусь в режиме выживания, я буду постоянно думать о том, что мне делать дальше, или я буду проверять уведомления на телефоне, или я начну проигрывать в сознании недавний разговор с коллегой и вновь испытывать возмущение и досаду. Либо у меня в голове будет крутиться вопрос "так что же всё-таки сломалось в моей машине?", и я буду думать, стоит ли мне съездить на станцию техобслуживания. Какой шаг должен быть следующим? Какие действия мне нужно совершить по отношению к этому миру? И, пока эта часть меня занята всеми этими размышлениями и внутренней болтовней, песок так и сияет в ярких солнечных лучах, а теплые морские волны равномерно накатывают на берег и откатываются от него. Они тоже общаются, но я их не слушаю. И не услышу, пока я не отключу этот внутренний режим выживания и не перейду в режим восприимчивости. Только в этом случае я смогу прислушаться и услышать, что реальность говорит мне здесь и сейчас. Режим действия – это просто замечательно и очень полезно во многих смыслах. Но если мы не обретем над ним контроль и не научимся переключаться между этими режимами, мы можем так и прожить всю свою жизнь, не присутствуя в моменте в полной мере и не обращая внимания на те места, в которых мы находимся в тот или иной момент. Мы рискуем зря растратить свою единственную драгоценную жизнь, если мы не будем прислушиваться к тому, что она нам говорит.И для того чтобы еще нагляднее продемонстрировать вам особенности этих двух режимов, я прошу вас представить себе, что вам нужно успеть на самолет, но вы опаздываете. Вы попали в пробку, и вы полностью сконцентрированы на действиях, которые вам нужно предпринять по отношению к окружающей среде. Ваше сознание центрируется на отдельных локализованных объектах. Вы воспринимаете других водителей как объекты, с которыми вам нужно договориться. Между вами нет связанности – вы чувствуете себя отделенным от окружающей реальности. Ваше осознание сосредоточено на этих объектах и на самом себе. Мир присутствует там лишь для того чтобы вы могли манипулировать им в своих целях. В этом состоянии акцент делается на объектах, четких границах и линейных причинно-следственных связях. Итак, вы прибыли в аэропорт поздно, но все же успели на свой самолет. И сразу после взлета вы начали строчить рабочий отчет, отчаянно пытаясь закончить его вовремя. Самолет приземлился. Теперь вы сосредоточены на конкретных действиях – вы прибыли в незнакомый город, вам нужно спуститься в метро, добраться до гостиницы и заселиться. Наконец-то вы оказались в своем номере. Вы падаете на кровать и решаете принять ванну. Сейчас вы хотите расслабиться, освободиться от напряжения, дать себе волю и насладиться комфортом и умиротворением. Вам нужно избавиться от стресса, который сопровождает объектное осознание. И вы наполняете ванну обжигающе горячей водой, укладываетесь поудобнее и наконец-то позволяете себе расслабиться. Давайте представим, что это очень хороший отель с джакузи и ароматическими свечами. Вы успокаиваетесь и расслабляетесь, и вам так нравится нежиться в горячей воде. Вы чувствуете себя просто замечательно, и ваше сознание переключается в другой режим, пока ваши мышцы расслабляются все больше и больше. Ваше сознание как будто открывается, и вы переходите в режим восприимчивости, в котором вы наконец-то можете прислушаться к своим переживаниям и к сигналам, поступающим от органов чувств. Теперь вы действительно способны в полной мере воспринимать окружающую среду. Границы размываются, прошлое и будущее как будто "отваливается", а чувственное восприятие доминирует над вербальными смыслами. Все эти прошлые свойства жизни как будто растворяются и исчезают без следа. Ваши мыслительные процессы замедляются, и вы чувствуете, как вы сливаетесь воедино с этой водой и ванной, с этими стенами и окружающими вас формами. И пока эти границы размываются и смягчаются, осознание самого себя тоже становится менее четким. Отношение вида "заставить это произойти" сменяется настроем вида "позволить этому происходить". Сама суть объектов как будто смягчается, они уже не кажутся вам настолько важными, и вы постепенно ослабляете контроль и со временем вовсе оставляете попытки управлять чем-то. Именно в таких условиях могут проявиться все аспекты слушающей части вашей личности.
В режиме восприимчивости вы действительно впитываете атмосферу окружающей среды
В каком-то смысле вы прислушиваетесь к самой жизни, пока она происходит вокруг вас. Ваша личность больше не отделена от окружения, границы размываются, и благодаря этому слиянию с миром ваше осознание перестает центрироваться на вас самих – теперь оно концентрируется на окружающем мире. Иногда в ходе работы с клиентами я замечаю, что мое собственное осознание меняется – я переключаюсь с режима объектного осознания в режим восприимчивости. И в таких случаях я отмечаю большее слияние с клиентом – взаимопонимание налаживается совершенно естественным образом, и идеи и озарения появляются сами по себе. Мне не приходится прилагать усилия для налаживания взаимопонимания, и я больше не пытаюсь получить определенную реакцию от клиента – все эти процессы просто происходят сами собой. И именно в таких случаях я делаю наилучшую работу. Довольно часто мы застреваем в объектном режиме – до такой степени, что мы даже не можем вспомнить, где именно мы проезжали по дороге с работы домой. Способность замедлиться и действительно прислушаться к сообщениям, передаваемым новым окружением, позволяет нам услышать то, что говорит нам сама жизнь. Когда мы переключаемся в этот режим, нам не нужно прилагать осознанных усилий и пытаться как-то повлиять на эти процессы – мы просто позволяем всему этому происходить. Музыкант просто дает выход тому, что в нем уже есть. Он чувствует музыку, прислушивается к ней и позволяет ей говорить с собой. Художнику не стоит слишком сильно зацикливаться на процессе написания картины, прилагая массу осознанных усилий. А спортсмену необходимо перейти в режим потока, в котором он может прислушиваться к моменту, позволяя текущей реальности говорить с ним. И замедление мыслительных процессов является одним из условий совершенно естественной выдачи нужной реакции. Во время медитации или в состоянии гипнотического транса люди способны действительно слушать и слышать реальность, не пытаясь за неё "зацепиться" или придать ей определённую форму – как это бывает в привычном режиме выживания, подразумевающем манипуляцию и действия, направленные на окружающий мир. Так называемым "контрол-фрикам" зачастую очень трудно ослабить контроль и выключить этот режим выживания – или объектно-центрированное осознание. Им не так уж и просто открыть свое сознание и перейти в режим восприимчивости. Восприятие реальности как того, что нам нужно "ухватить", и того, что требует определённых действий с нашей стороны – то есть в качестве объекта манипуляции – может привести к формированию ощущения неудовлетворённости и нереализованности. Жизнь может показаться бессмысленной, если мы идем по ней, так никогда и не задумываясь о том, как наши действия влияют на других людей или на окружающую среду. И, даже не осознавая того, довольно часто мы принимаем решение не прислушиваться к обратной связи, определяющей реальную степень нашего контроля. Очень часто мы не понимаем, откуда берется это ощущение неудовлетворенности и нереализованности.И критически важным различием между режимом действия/выживание и режимом восприимчивости является наше намерение
И намерения, которыми мы руководствуемся при совершении каких-то действий, направленных на окружающую среду – будь то желание как можно быстрее выбраться из пробки, стремление произвести приятное впечатление на кого-то или что угодно ещё – непосредственно связаны с контролем. Но для того чтобы действительно воспринимать окружающую среду и прислушиваться к ней (будь то лес или человек, который говорит с нами), нам нужно освободиться от этого контроля, слиться окружающей средой и позволить всему идти своим чередом – как говорится, "будь что будет". Но почему все это имеет такое большое значение? Режим действия ассоциируется с пониманием объектов, разделением, причиной и следствием, манипуляцией, четкими границами, тогда как режим восприимчивости больше связан с пониманием реальности в более широком смысле. Вы позволяете реальности говорить с вами, вы прислушиваетесь к ней. И эта способность открывает вам доступ к знаниям самого разного рода – это могут быть интуитивные прозрения, вспышки озарений, моменты "эврика!", когда вам внезапно всё становится ясно. В режиме действия мы можем упустить из вида эти озарения и отодвинуть их в сторону. Именно режим слушания, режим восприимчивости позволяет этим проблескам знания и понимания говорить с нами. Возможно, в детстве мы в большей степени связаны с этим воспринимающим осознанием, мы с большей легкостью получаем доступ к этому режиму. Но по мере взросления мы учимся воспринимать своих товарищей в качестве объектов. Другие люди как будто отделяются от нас, и мы начинаем воспринимать мир как то, чем мы можем манипулировать, совершая определённые действия по отношению к нему – вместо того чтобы позволить себе просто воспринимать его и впитывать его сообщения. Из-за этого реальность делится на отдельные составные части, и мы рискуем утратить какие-то грани собственной сущности. Со временем все это может привести к замешательству и путанице. У нас может возникнуть ощущение того, что нам чего-то не хватает. Когда мы не в полной мере воспринимаем реальность, эта модель также распространяется на наши отношения с другими людьми – и, собственно, на всю нашу жизнь в целом.Чрезмерное стремление к контролю – вплоть до настоящей одержимости чем-то – говорит о злоупотреблении объектным режимом
И, напротив, когда человек полностью погружается в чистое восприятие, он может утратить связь с реальностью или стать ужасно неорганизованным. Нам необходимо прислушиваться к жизни, но в то же время нам нужно действовать. Большинство людей черпают ощущение смысла и значения в отношениях – но это никак не противоречит полной погруженности в объектное осознание и стремлению разделять вещи и процессы на составные части для того чтобы мы могли манипулировать ими. Если посмотреть на все это с такой точки зрения, ощущение отсутствия смысла в жизни, присутствующее у некоторых людей, уже не кажется удивительным. Для сохранения хорошего психического здоровья нам необходима гибкость и способность переключаться из режима объектно-центрированного осознания в режим восприимчивости и обратно. Большинство занятий и активностей требуют обоих режимов восприятия, и умение использовать оба этих режима именно там, где они необходимы, является очень важным для здоровой и полноценной жизни.Давайте попробуем переключиться из режима действия в режим восприимчивости прямо сейчас
Сконцентрируйтесь на определённом предмете – это может быть ваза или журнал, или какой-то другой предмет, который находится рядом с вами. Для начала давайте рассмотрим его из режима действия. Рассмотрите поверхность этого предмета, обратите внимание на его форму и текстуру, присмотритесь к той его стороне, которая находится в зоне вашей видимости. Подумайте, как вы можете его использовать. Именно так мы воспринимаем объекты, когда мы настроены их "ухватить" и что-то с ними сделать. Прочувствуйте свое намерение взять этот предмет и как-то манипулировать им. Может быть, вам хочется поднять его и перенести в другое место. Хорошо. Но вы, конечно, можете устоять перед этим желанием)) А теперь еще раз посмотрите на этот предмет и представьте себе его дальнюю сторону – не только ту его часть, которая находится у вас перед глазами. Постарайтесь полностью сконцентрироваться на реальности другой стороны этого предмета и на всей его целостности. Попробуйте прочувствовать этот предмет таким, каким его описывает текущая реальность – прислушайтесь к ней, и вы услышите её сообщения. Позвольте ей говорить с вами. Обратите внимание на то, что вы слышите в своем сознании. Забудьте о том, как называют этот предмет другие люди – это искусственно созданное имя. Просто смотрите на него и позволяйте своим глазам улавливать свет, отраженный этим предметом… Оцените эту вещь по достоинству не как предмет, относящийся к определённой категории, а как что-то уникальное, единственное в своем роде. Во всей Вселенной существует только одна именно такая вещь именно в этом месте. Может быть, вы даже можете представить себе обратную сторону этой вещи, и ее верхушку, и бока – вы можете видеть все это своими глазами. И в то же время вы можете прочувствовать реальность всего этого. Вообразите, что вы заключаете этот предмет в свои объятия и как будто баюкаете его, просто позволяя ему находиться в ваших руках… вместо того чтобы "хвататься" за него и как-то его использовать.Всегда помните о существовании этих двух режимов восприятия – и о том, что они оба являются жизненно важными, и они приносят пользу множеством разных способов. И вам также нужно помнить о потенциальной опасности застревания в одном режиме осознания в те моменты, когда нам на самом деле необходим другой. Просто время от времени прислушивайтесь к предметам, окружающим вас в повседневной жизни, полностью концентрируясь на них сначала с намерением "ухватить" эту вещь и манипулировать ею, сосредоточившись на той её стороне, которая находится ближе к вам, а потом переключаясь в режим восприимчивости и пытаясь прочувствовать этот предмет во всей его целостности, включая те стороны и аспекты, которые вы не можете видеть в данный момент. Возможно, вам даже захочется немного расфокусировать свой взгляд, пока вы позволяете цветовым волнам, передающимся от этого предмета, проникать в ваши глаза и в ваше сознание. Эта простая практика займет всего пару минут, она подойдет абсолютно всем, и она поможет вам развить и усовершенствовать свое умение слушать. Я думаю, что нам всем действительно стоит развивать эту способность.