Как при отсутствии определённой осторожности мы можем стать жертвами манипуляции
В одной из наших статей, я говорил о том, что инстинктивное желание следовать за толпой зачастую мешает нам мыслить самостоятельно и быть самим собой. Я рассказывал об исследовании, в ходе которого выяснилось, что целых 75 % людей предпочтут – по крайней мере, в некоторых случаях, - пойти за толпой и принять точку зрения группы, даже если эти убеждения противоречат тому, что воспринимают наши собственные органы чувств. Также я вспомнил старую сказку о новом наряде короля и сделал акцент на той лёгкости, с которой мы начинаем слепо следовать представлениям, убеждениям, эмоциям и моделям поведения, принятым в более широком сообществе, - причём мы делаем это, даже не задаваясь вопросом: "А что же я сам думаю по этому поводу?".Сегодня я расскажу вам о том, как при отсутствии определённой осторожности мы можем стать жертвами манипуляции: мы начинаем думать и делать то, что мы никогда не стали бы думать и делать, исключительно из-за влияния фигур, как будто бы наделённых властью. Я не пропагандирую антиавторитаризм. Здесь я не говорю о том, что мы никогда не должны подчиняться властям. На самом деле ни один из нас не может быть экспертом во всем, поэтому в некоторых случаях с нашей стороны было бы мудро подчиниться руководству фигуры, наделённой властью, которая является экспертом в какой-то области. Однако слепое повиновение без каких-либо вопросов исключительно потому, что человек наделён определёнными символами власти - будь то белый халат, судейская мантия, форма полицейского или репутация того или иного индивидуума, - может привести к возникновению самых разных проблем.
В 1960-х годах Стэнли Милгрэм – психолог из Йельского университета в США – провёл серию экспериментов, которые получили широкую известность
Он хотел выяснить, как вообще люди решаются на проявление бесчеловечной жестокости по отношению к другим людям. Печально известный военный преступник-нацист Адольф Эйхман на суде утверждал, что он просто выполнял приказы. Милгрэм хотел выяснить степень вероятности того, что среднестатистические американцы подчинятся фигуре, как будто бы наделённой властью, и станут просто исполнять его приказы, не задумываясь о том, что они делают. Он считал, что подобное вряд ли произойдёт, и хотел с помощью эксперимента подтвердить свою теорию.И вот какой эксперимент провёл Милгрэм: настоящий испытуемый, который был мужчиной или женщиной с улицы, играл роль учителя, а подставной участник, - актёр, который знал о сути эксперимента, - становился учеником. Участники должны были тянуть жребий, определяющий роль каждого, однако на каждом листочке бумаги, свёрнутом в трубочку, было написано "учитель". Подставной участник говорил о том, что он вытянул роль "ученика", то есть настоящий испытуемый – человек с улицы – каждый раз гарантированно становился учителем. Затем участников эксперимента разводили по разных комнатам - они могли общаться, но не могли видеть друг друга. В одной из версий данного эксперимента подставной участник предупреждал реального испытуемого о том, что у него больное сердце. Учитель получал удар электрическим током малой мощности, - как пример того удара, который мог получить его ученик в ходе эксперимента. Затем учитель получал список, по которому он должен был протестировать своего ученика. Этот список состоял из пар самых разных слов. Сначала учитель зачитывал весь список, а потом начинал проверку: он зачитывал первое слово из пары и перечислял четыре варианта ответа. Ученику нужно было нажать на кнопку, соответствующую его ответу. Если ученик отвечал неправильно, учитель мог наказать его с помощью удара током – причём сила тока увеличивалась на 50 вольт с каждым следующим неправильным ответом. Если ученик отвечал правильно, учитель зачитывал слово из следующей пары. Испытуемые верили в то, что после каждого неправильного ответа ученика действительно било током. На самом деле никаких ударов ученик не получал. После того, как подставного и реального участников разводили по разным комнатам, подставной участник нажимал на кнопку магнитофона, который воспроизводил звуки электрических разрядов разной мощности. После многократного увеличения силы тока подставной участник начинал стучать в стену, разделяющую комнаты. Как правило, услышав этот стук и вспомнив о том, что у ученика больное сердце, учитель больше не хотел увеличивать силу тока. На данном этапе многие испытуемые выражали желание остановить эксперимент и проверить состояние ученика. Некоторые участники делали паузу, увеличив силу тока до 135 вольт, и задавали вопрос о цели данного эксперимента, однако большинство людей продолжали, потому что исследователи заверили их в том, что они не понесут никакой ответственности за свои действия. Некоторые испытуемые начинали нервно хихикать или демонстрировать какие-то другие признаки интенсивного стресса, когда слышали крики боли, издаваемые учеником. Каждый раз, когда испытуемый выражал желание остановить эксперимент, он слышал серию приказов исследователя в такой последовательности: "Пожалуйста, продолжайте!", затем "Таковы требования эксперимента, продолжайте!", потом "Вы должны продолжить! и, наконец, "У вас нет другого выхода! Вы обязаны продолжить!". Если испытуемый не поддавался этому словесному давлению, эксперимент завершался. В ином случае он продолжался до тех пор, пока подставной участник не получал удар током максимальной мощности – 450 вольт – три раза подряд. То есть в определённых обстоятельствах среднестатистические граждане были готовы ударить постороннего человека током слабой мощности просто потому, что их попросил это сделать человек, одетый в белый халат – то есть фигура, облечённая властью. Стэнли Милгрэм выявил весьма неприглядные черты человеческой природы. Перед проведением данного эксперимента Милгрэм попросил 40 профессоров из различных университетов предсказать поведение 100 гипотетических учителей. Большинство ученых подумали, что лишь некоторые индивидуумы – не более 3 % от всего количества испытуемых, - доведут электрический разряд до максимальной мощности. Милгрэм также попытался сам угадать прогнозы своих коллег: он думал, что его коллеги посчитают лишь небольшой процент испытуемых способными использовать электрический разряд максимальной мощности. После первой серии экспериментов Милгрэм выяснил, что 65 % участников довели силу разряда до максимума в 450 вольт.