Юнг много лет сотрудничал с Зигмундом Фрейдом – как на практике, так и в процессе проведения исследований, - однако именно эта специфическая теория привела к тому, что в итоге их пути разошлись. Юнг верил в существование коллективного бессознательного, которое разделяют все представители рода человеческого. В основе этой теории лежит набор специфических архетипов и моделей, определяющих манеру переработки духовных образов и символов. На протяжении всей человеческой истории во всех культурах можно проследить общие направления в мифологии и интерпретации сновидений. Юнг верил в то, что каждый человек стремится к достижению целостности через обретение гармонии и баланса внутри сознательной и бессознательной части своей сущности, и этой цели можно достичь с помощью изучения и интерпретации сновидений.

ПОНЯТИЯ И КОНЦЕПЦИИ ЮНГИАНСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

  • Активное воображение: Юнг разработал концепцию активизации воображения для описания процесса создания моста, соединяющего осознанное и неосознанное. Активизация воображения с использованием фантазии, медитации и сновидений позволяет клиенту перенести подсознательное в настоящий момент, создавая определенный нарратив (или повествование) или реализуя определенное действие. Активизация воображения предполагает непрямое наблюдение за собственными сновидениями и процессами, происходящими в воображении, - при этом клиент не должен целенаправленно и преднамеренно визуализировать свои желания или создавать определённые образы.
  • Индивидуация: индивидуация – это понятие из аналитической психологии, которое обозначает формирование представлений о том, кем мы являемся на самом деле, и кем мы желаем быть согласно собственным намерениям. Эмоциональные нарушения и трудности часто приводят к тому, что жизнь человека становится фрагментированной, бессвязной и разделенной – согласно его собственным ощущениям. И степень проявления эмоциональных переживаний может казаться чрезмерной и переполняющей. Внутренний конфликт и самосаботаж, происходящий из сегрегации и разделения разных личностей внутри человека, зачастую мешает дальнейшему движению вперед, к прогрессу. Индивидуация подразумевает слияние и интеграцию всех позитивных и негативных переживаний этого человека – как прошлых, так и настоящих, - в такой манере, которая позволит ему жить здоровой, продуктивной и эмоционально стабильной жизнью. Индивидуация позволяет человеку обрести уникальную индивидуальность, действительно отличающую его как от других людей, так и от коллективного бессознательного. Интерпретация сновидений и активизация воображения помогает этому процессу произойти, и итогом индивидуации становится целостная, зрелая, здоровая и гармоничная личность.
  • Коллективное бессознательное: Юнг первым использовал термин "коллективное бессознательное" для обозначения проявлений подсознания, которые характерны для каждого живого существа, имеющего нервную систему. Коллективное бессознательное является не просто хранилищем наших персональных переживаний или опыта нашей психики – оно организует все переживания и весь опыт, имеющийся у определённого биологического вида. Юнг верил в то, что коллективное бессознательное переходит по наследству, и оно не является результатом или продуктом каких-то специфических событий – скорее можно говорить о том, что сама природа встроила его в каждое живое существо. Коллективное бессознательное содержит ментальные образы, которые невозможно объяснить исторически или через какие-то переживания и опыт. Они существуют исключительно как побочный продукт эволюции.
  • "Логос" в теориях Юнга: в своих философских теориях Юнг также использовал термин "логос". Юнг понимал логос как определенный факт, логическую причину или мотив, исходящий из разума. Он описывал контраст между осознанным и неосознанным фразой «логос против мифа». Также Юнг рассматривал логос как мужскую версию рациональности, и он считал, что у неё есть женский аналог - эрос, олицетворяющий психическую и душевную доступность и эмоциональность.
  • Некийя: Некийя – это ключевой компонент юнгианского анализа. Это процесс углубления в бессознательное, и, согласно Юнгу, он представляет собой целенаправленное и решительное действие. Некийя – путешествие в опасное место в полной темноте – это процесс, необходимый для достижения идивидуации. Люди, совершившие путешествие в глубины собственного внутреннего духа и обратно, в разы повышают свои шансы на достижение индивидуации.

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Глубинная психология – это один из многих терапевтических подходов, эволюционировавших из юнгианской психологии. Эта методика нацелена на раскрытие мотивов, лежащих в основе психических проблем, и их использование в качестве средства для проработки этих проблем. Терапевт, использующий глубинную психологию, концентрируется не на симптомах, ассоциирующихся с проблемой клиента, а скорее на источнике этой проблемы. После выявления дисфункциональных и неадекватных мотивов проводится их трансформация, и в итоге в сознании клиента закрепляются более здоровые и более позитивные мысли и модели поведения.

Один из феноменов, существующих в глубинной психологии, носит название "раненый целитель": когда на приём приходит клиент с переживаниями и эмоциональными ранами, похожими на переживания самого терапевта, специалист осознает эту динамику, и в итоге он может непреднамеренно передать свои болезненные переживания клиенту. Этот процесс контрпереноса может негативно повлиять как на клиента, так и на терапевта, так как специалист страдает от воздействия ран клиента, и это влияние потенциально может инфицировать весь терапевтический процесс.

АРХЕТИПИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Архетипическая психология основана на археологии и антропологии, и она представляет собой одну из часто используемых стратегий раскрытия неосознанных мотивов клиента. Юнг изучал влияние историй, религий, басен и сказаний о различных божествах на индивидуальное ощущение самого себя, присутствующее у представителей той или иной народности. Согласно теории архетипической психологии, проявления духа и сновидения человека переплетаются с его убеждениями, и именно этот союз в итоге формирует его модели поведения, мысли и эмоции. Архетип по своей природе является символичным, и он обозначает коллективные жизненные переживания и коллективный жизненный опыт. Архетип определяет выбор человека – как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Архетипическая психология концентрируется на человеческой душе, и Юнг (как и его предшественники) нашел определенные сходства в архетипах легенд разных народов, а также в основных побуждениях, формирующих человеческую мотивацию. Современные психологи, специализирующиеся на архетипической психологии, все еще считают архетипы значимой и выдающейся силой, оказывающей мощное воздействие на формирование и развитие психологической конструкции индивидуума.

ВЛИЯНИЕ ЮНГА НА ПСИХОДИНАМИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Несмотря на то, что Юнг не был основателем психодинамики, он оказал существенное влияние на эту область знаний и внес значительный вклад в ее развитие. Юнг верил в то, что человеческий дух (или душа) стремится к индивидуации. Психодинамическая психология Юнга центрировалась вокруг архетипов, присутствующих внутри коллективного бессознательного, а также индивидуального эго и подсознания отдельных индивидуумов. Юнг также говорил о наличии трансцендентальной функции, которая обеспечивала диффузию (или распространение) архетипов внутри коллективного бессознательного. В психодинамических теориях Юнга есть концепция о духовном присутствии внутри каждого человека, а также идея о том, что наш дух (или душа) имеет сложную организацию, состоящую из множества разных структур – и между всеми этими элементами потенциально могут возникнуть разногласия, которые со временем выльются во внутренний конфликт.

СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНКИ

Теории Юнга оказали значительное влияние на многие средства оценки, использующиеся в психотерапии на сегодняшний день. Тест на тип личности по Майерс-Бриггс (ТТЛМБ), разработанный Изабель Бриггс Майерс и Кэтрин Кук Бриггс, основан на теориях, которые Юнг исследовал в своей книге "Психологические типы". Этот инструмент оценки личности на данный момент является одним из самых популярных и широко распространённых, и он очень часто используется по всему миру.

Еще одно средство измерения и оценки - Индекс юнговских типов (ИЮТ), разработанный в 2001 году, - было создано Холвардом Е. Рингстадом и Тором Одегардом для более точного выбора предпочтительного метода психологического воздействия в каждом конкретном случае. ИЮТ основан на специфических психологических функциях, описанных Юнгом, и он имеет куда более краткий и лаконичный вид, понятный для всех. В некоторых странах ИЮТ заменил ТТЛМБ, и он считается жизнеспособным и куда более доступным вариантом измерения и оценки психологических особенностей личности. Также стоит отметить такой инструмент, как Опросник Кейрси – методика оценки темперамента. Несмотря на то, что в нем прослеживается довольно слабое влияние теорий Юнга, его содержание и практическое применение сильно отличается как от ИЮТ, так и от ТТЛМБ.
< Эпигенетика   
Позвоните нам!
Ваш заказ готов к оформлению
Личный кабинет
Вам будет доступна история заказов, управление рассылками, свои цены и скидки для постоянных клиентов и прочее.
Ваш логин
Ваш пароль
+7 (903) 723-21-30
Работаем для вас с 10:00 до 20:00