Этот подход часто оказывается весьма эффективным при работе с детьми, находящимися в группе риска, с детьми, пережившими неподобающее обращение или насилие, а также с детьми, которые создают проблемы или демонстрируют неприемлемые модели поведения. Эта методика может оказаться очень полезной и благотворной для родителей, которые ищут терапии для проработки всех этих проблем или просто хотят улучшить способы взаимодействия со своими детьми.
РАЗВИТИЕ РДТВ
Изначально этот подход разрабатывала Шейла Айберг – она занималась этим в начале 1970-тых годов, заканчивая постдокторантуру в области педиатрической психологии. В его основе лежит теория обучения и теория привязанности. К другим фигурам, которые внесли значительный вклад в развитие РДТВ, относится Шерил Макнейл, Тони Хембри-Кигин, Энтони Урквиза, Робин Гурвич и Беверли Фандерберк.Сначала Айберг пыталась объединить техники игровой и поведенческой терапии. Вскоре она осознала необходимость создания унифицированной, объединяющей теории и инновационной структуры, которая могла бы поспособствовать эффективному слиянию понятий и концепций обеих этих методологий. Со временем он разработала подходящую систему, основываясь на наработках Дианы Баумринд в области влияния авторитарных стилей родительства на развитие ребенка. Также она расширила рамки двухэтапной программы Констанс Ханф, нацеленной на обучение родителей, имеющих детей с инвалидностью или нарушениями развития. Айберг использовала эту модель для формирования унифицированной структуры РДТВ.
Айберг впервые использовала название «родительско-детская терапия взаимодействия» в 1974 году в своей заявке на тестирование эффективности этого подхода, поданной в Ассоциацию изучения злоупотребления алкоголем и наркотиками и его влияния на психическое здоровье. Положительные результаты исследования и последующее выделение финансирования от Национального института психического здоровья поспособствовало дальнейшему развитию и продвижению этого подхода в последующие три десятилетия, а также его активному изучению. На сегодняшний день РДТВ получила признание по всему миру, и она считается одной из самых эффективных методик лечения, подкреплённых эмпирическими доказательствами.
КАК РАБОТАЕТ РДТВ?
РДТВ предоставляет родителям возможность освоить новые навыки и умения, которые помогут им создать для ребенка благотворную и позитивную среду, исполненную заботы и поддержки. Этот подход нацелен на предоставление помощи в адаптации и корректировке негативных моделей поведения и их превращении в более позитивные шаблоны.Типичная программа РДТВ состоит из двух фаз: фазы улучшения отношений и фазы установления дисциплины и согласия. На начальных этапах терапии специалист рассказывает родителям о ключевых принципах и техниках, применяемых в каждой фазе. Затем терапевт наблюдает за родителями через одностороннее зеркало, пока они играют со своими детьми, применяя освоенные навыки и умения. Он также использует консультирование в режиме реального времени, выдавая родителям рекомендации через специальное устройство, помещенное в ухо. Модели поведения, являющиеся целью терапии, отслеживаются в течение некоторого времени, а потом изображаются в графическом виде – такая презентация позволяет с большей лёгкостью выявить прогресс как у родителей, так и у ребёнка.
Фаза улучшения отношений подразумевает обучение родителей способам минимизации любых негативных проявлений, присутствующих внутри отношений. На этом этапе формируются новые модели поведения, и родители осваивают новые коммуникативные навыки и умения, необходимые для предоставления воодушевления и поддержки. Фаза установления дисциплины и согласия концентрируется на применении безопасных и в то же время эффективных техник поддержания дисциплины, которые впоследствии можно использовать для помощи ребенку в корректировке и улучшении поведения. Также на этом этапе проводится проработка симптомов и проблем, приводящих к реализации негативных моделей поведения, и формируются стратегии управления ими. Терапевт поощряет родителей практиковаться в использовании всех этих умений, и в какой-то момент они начинают применять их с легкостью и совершенно естественным образом. В процессе прохождения РДТВ ребёнок учится корректировать свои модели поведения, и многие семьи заявляют о значительных улучшениях как в поведении ребёнка, так и в отношениях между ребёнком и родителями.
ТЕХНИКИ РДТВ
Обучающие методики РДТВ, предназначенные для применения в естественных условиях, помогают взрослым развить и улучшить свои навыки и умения, связанные с исполнением родительских обязанностей, а также усовершенствовать свои языковые модели. Методики, предназначенные для детей, помогают им научиться лучше контролировать свои эмоции.В фазе улучшения отношений – которая также называется "взаимодействием, направленным на ребёнка", - основная цель заключается в укреплении уз связи между родителями и ребёнком. Ребёнок сам выбирает активности или реквизит для игры, и родитель играет с ним под наблюдением терапевта, применяя в процессе навыки позитивного подкрепления, которым он научился чуть раньше.
Комбинация этих навыков и умений обозначается аббревиатурой ПРИОР – и вот как она расшифровывается:
- Похвала: родители хвалят ребёнка за реализацию позитивных или уместных моделей поведения.
- Рефлексия: оба родителя повторяют слова ребёнка и расширяют их значение, и эта модель поощряет коммуникацию и укрепляет узы связи.
- Имитация: родители демонстрируют одобрение, повторяя действия ребёнка и подражая ему.
- Описание: родители описывают то, что делает ребёнок, помогая ему сформировать лексикон и в то же время давая ему знать о том, что они действительно обращают внимание на его занятия.
- Радость: родители проявляют энтузиазм по поводу того, что делает ребенок, и активно радуются его успехам.
В фазе установления дисциплины и согласия – которая также называется «взаимодействием, направленным на родителя» - родитель исполняет роль ведущего. Терапевт учит родителей давать ребенку прямые, простые и понятные инструкции с четким разъяснением последствий послушания и непослушания – причем эти условия должны выполняться планомерно и последовательно. Например, за проявлением послушания следует похвала - «Спасибо за то, что ты собрал свои игрушки». Если же ребенок не слушается, родитель делает предупреждение о «тайм-ауте» - «Собери игрушки, иначе ты отправишься в угол» (или это может быть какое-то другое наказание, связанное с «тайм-аутом»). Дальнейшее проявление непослушания влечет за собой исполнение этого обещания.
КАК МОЖЕТ ПОМОЧЬ РДТВ?
Эффективность РДТВ подтверждена результатами целого ряда исследований. В 2011 году проводилось исследование, в котором принимали участие дети в возрасте 8 и 10 лет с нарушениями речи. И у детей, прошедших курс РДТВ, наблюдались более выраженные улучшения в языковых и речевых навыках и умениях по сравнению с контрольной группой. В другом исследовании, проведенного в том же 2011 году, участвовали 150 матерей, находящихся в группе риска с повышенной вероятностью неподобающего обращения с ребенком. Их разделили на две группы, одна из которых прошла курс РДТВ, а вторая так и осталась в листе ожидания. Результаты 12 недель наблюдения показали, что матери, прошедшие курс РДТВ, применяли более позитивные и благотворные модели взаимодействия со своими детьми, и они также сообщали об улучшении поведения ребёнка и снижении уровня стресса.Выяснилось, что этот подход оказывает максимальное воздействие на детей в возрасте от 2 до 7 лет, и он считается эффективной методикой проработки распространенных поведенческих проблем – таких, как агрессия, вспыльчивость и неповиновение. РДТВ способствует налаживанию здоровых отношений между родителями и детьми, и эта методика широко используется при работе с семьями, входящими в группы риска. Также этот вид терапии часто применяется социальными работниками и сотрудниками служб опеки при работе с приемными семьями. Однако РДТВ может оказаться очень полезной для любой семьи, столкнувшейся с проблемами и трудностями на уровне взаимодействия между детьми и родителями.
Результаты исследований указывают на то, что РДТВ может оказаться особенно полезной для достижения таких целей, как:
- Налаживание позитивного взаимодействия между родителем и ребёнком
- Формирование позитивных и благотворных стратегий воспитания детей
- Снижение вероятности проявления физического и вербального насилия и неподобающего обращения по отношению к детям
- Снижение частоты и интенсивности проявления проблемных моделей поведения у ребёнка (таких, как гнев, агрессия, неповиновение и т.п.)
- Улучшение коммуникации и моделей взаимодействия внутри семьи