ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Жан Вильям Фриц Пиаже родился в 1896 году в городе Нёвшаталь в Швейцарии. Он изучал зоологию в Университете Нёвшаталя, и в 1918 году он получил степень доктора. Затем он некоторое время изучал психологию в Цюрихе, и он также провел два года в Сорбонне в Париже, изучая философию науки, логику и анормальную психологию. В Париже Пиаже работал с Теодором Симоном и Альфредом Бине – он оценивал реакции на тестирование уровня интеллекта для детей, разработанное Бине и Симоном. Пиаже обнаружил, что некоторые ошибки повторяются постоянно и последовательно у детей одного и того же возраста, и он предположил, что когнитивные процессы детей младшего возраста отличаются от мыслительных процессов, характерных для детей более старшего возраста или взрослых людей.В 1921 году его пригласили в Институт Жан-Жака Руссо в Женеве на должность директора по исследованиям. Со временем он стал одним из директоров этого института. В 1925 году Пиаже стал профессором философии в Университете Нёвшаталя. В 1929 году он получил степень профессора истории научной мысли, а в 1940 году Женевский университет присвоил ему степень профессора экспериментальной психологии. С 1952-го по 1963 год Пиаже преподавал детскую психологию в Сорбонне. Он также руководил Международным центром генной эпистемологии в Женеве с 1955-го по 1980 год.
Пиаже женился на Валентин Шатене. У пары родилось трое детей, и Пиаже активно использовал их в своих экспериментах и исследованиях. Он умер в 1980 году.
ВКЛАД В ПСИХОЛОГИЮ
Пиаже изучал когнитивное развитие детей, и эти исследования привели к формированию нескольких разных теорий. Он изучал собственных детей, наблюдая за их моделями поведения в младенческом возрасте и в ранние годы жизни, а также рассматривая и оценивая их физические движения и те действия, которые они предпринимали для удовлетворения своих потребностей. И он изучал изменения, происходящие в этих моделях по мере роста и развития ребенка. Пиаже обнаружил, что в ранние годы жизни дети интуитивно реагируют на предлагаемые им наборы вопросов. Со временем эти реакции менялись, и с возрастом у них формировались такие модели, которые считались в большей степени социально приемлемыми.Пиаже считал, что в процесс роста дети проходят специфические фазы развития, в ходе которых они осваивают предсказуемые навыки, умения и модели поведения:
- Сенсомоторный период: с 0 до 2 лет дети взаимодействуют с миром через движения, изучая окружающую среду с помощью всех пяти чувств.
- Предоперационный период: в возрасте от 2 до 7 лет ребенок находится на стадии фантазий, для которой характерно магическое мышление. Именно в это время ребенок изучает символы, присутствующие в языке. На этом этапе доминирует эгоцентризм и происходит формирование моторных навыков и умений.
- Период конкретных операций: с 7 до 11 лет у ребенка развивается логическое мышление, и он учится производить конкретные ментальные операции с использованием вспомогательных средств. На этой стадии начинается развитие абстрактного мышления, но ребенок не способен в полной мере использовать абстрактные модели мышления вплоть до финальной стадии развития.
- Период формальных операций: в подростковом возрасте – примерно с 11 лет и далее – ребенок уже способен мыслить абстрактно, и он использует размышления и систему доводов для решения теоретических проблем и рассмотрения гипотетических сценариев. На этом этапе ребёнок движется в сторону социоцентризма – сосредоточенность исключительно на самом себе сменяется концентрацией на более широком социальном контексте.
Пиаже утверждал, что у ребёнка формируется специфическая "схемата" – или определённый набор способов организации знаний. Эта система помогает ему понимать окружающий мир. Схемата определяет принципы организации информации в сознании. Пиаже выделял три вида схематы:
- Поведенческая схемата – это модели поведения, которые позволяют ребенку понимать собственные переживания и опыт и выдавать специфические реакции.
- Операционная схемата – это специфические рамки и структуры, которые накладываются на мысли и навязывают им определенную форму.
- Символическая схемата – это ментальные символы (например, буквы, образы или словесные ярлыки).
Пиаже оказал значительное влияние на развитие детской психологии по всему миру. Общество Жана Пиаже активно продвигает его теории – эта всемирная организация каждый год проводит конференции, которые пользуются популярностью. Теории Пиаже продолжают воздействовать на образование, психологию, эволюцию, философию, мораль и даже искусственный интеллект – его идеи и теоретические выкладки использовались в разработке многих современных операционных систем и интерфейсов.