Задержка умственного развития может вмешаться в процесс обучения, негативно повлиять на способность человека позаботиться о самом себе, а также затруднить достижение соответствия социальным ожиданиям в плане поведения. Как правило, при задержке умственного развития показатели IQ не доходят даже до 20 баллов – и все же люди со значением IQ чуть выше этой цифры могут переживать экстремальные трудности в повседневном функционировании, тогда как у людей со значением IQ чуть ниже этого показателя таких сложностей может и не быть. Исторически этот диагноз ставился людям с низким IQ, однако в современной психологии определение термина "задержка умственного развития" подверглось корректировке, и на данный момент одних только показателей IQ ниже среднестатистических значений недостаточно для постановки такого диагноза.
ЧТО МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ ЗАДЕРЖКУ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ?
Для постановки диагноза «задержка умственного развития» соответствующие симптомы должны проявляться в детстве. Ухудшение или утрата когнитивных функций во взрослом возрасте может быть обусловлена каким-то другим состоянием или расстройством – к примеру, деменцией. Задержка умственного развития может быть вызвана целым рядом различных факторов и причин – таких, как:
- Синдром Дауна и фетальный алкогольный синдром: эти состояния значительно повышают риски возникновения задержки умственного развития – хотя она наблюдается не во всех случаях.
- Нарушения в развитии плода во время беременности и воздействие определённых веществ (в особенности алкоголя и нелегальных наркотиков) в утробе матери: эти факторы существенно повышают вероятность рождения ребёнка с задержкой умственного развития.
- Заболевания и инфекции, влияющие на мозг, а также лихорадка с очень высокой температурой, пережитая в раннем детстве. Такие заболевания, как корь и менингит, также могут привести к задержке умственного развития у ребёнка.
- Более чем в половине случаев причина задержки умственного развития так и остаётся неизвестной.
МОЖНО ЛИ КАК-ТО ВЫЛЕЧИТЬ ЗАДЕРЖКУ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ?
В прошлом люди с диагнозом "задержка умственного развития" могли провести всю свою жизнь в приюте или специализированном учреждении. Однако современные клинические специалисты концентрируются на обучении таких индивидуумов нужным навыкам и умениям, и своевременное вмешательство на самых ранних этапах может значительно повысить степень их независимости и автономности – в тех случаях, когда это в принципе возможно. Люди с задержкой умственного развития могут жить самостоятельно, без постоянной заботы и опеки – но здесь все зависит от тяжести их состояния.
ЗАДЕРЖКА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И КУЛЬТУРА
Люди с этими симптомами часто предпочитают термин «ограничение интеллектуальных способностей», а не «задержка умственного развития». В американской культуре укоренился термин "умственно-отсталый" или "недоразвитый", и его часто используют как оскорбление с негативными коннотациями. Некоторые индивидуумы с задержкой умственного развития активно борются с тенденцией рассматривать ограничение интеллектуальных возможностей или инвалидность как основополагающую характеристику их личности – ведь такое отношение со стороны общества часто становится препятствием для реализации их стремления к самостоятельности и независимости и мешает им получить признание в качестве полноценных граждан и полноправных членов сообщества.