ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В 1964 году Экслайн опубликовала революционную и вдохновляющую правдивую историю под названием "Дибс в поиске себя". В этой книге представлены хроники её терапевтических отношений с пятилетним мальчиком, который поначалу казался отстранённым и необщительным. Его родители подозревали, что причиной такого поведения может быть аутизм или серьезная умственная отсталость, но все же за несколько месяцев Дибсу удалось найти себя благодаря игре. Когда он освоил навыки и умения, необходимые для проявления своей истинной сущности, Экслайн обнаружила, что на самом деле он был настоящим гением – его коэффициент интеллекта (IQ) составлял целых 168 баллов. В своей книге Экслайн предоставила отчет об этом случае от первого лица, и она дала подробное описание и разъяснение всех методик, которые она использовала для взаимодействия с Дибсом. Эта книга стала частью учебного плана во многих университетах и аспирантурах, и она считается одним из самых выдающихся и влиятельных изданий в области игровой терапии. За годы своей карьеры Экслайн также написала несколько других книг.Она заинтересовалась игровой терапией в начале 1940-ых годов, и со временем она разработала собственную технику недирективной игровой терапии, ключевые принципы и теории которой основывались на клиент-центрированном подходе Карла Роджерса.
ВКЛАД В ПСИХОЛОГИЮ
Самым известным и выдающимся достижением Вирджинии М. Экслайн считается ее влияние на развитие игровой терапии. Этот вид терапии основан на невербальной коммуникации через игру. Ее целью является облегчение процесса исцеления и совершение психологических и поведенческих изменений. Игровая терапия в основном применяется при работе с детьми, и она ориентирована на создание оптимальных условий для саморазвития, роста и социальной интеграции ребенка. Игровая терапия часто является средством диагностики – наблюдение за особенностями моделей взаимодействия ребенка и процессом игры позволяет терапевту лучше понять его проблемы. В ходе терапии может использоваться как структурированная, так и неструктурированная игра, что поощряет должное поведенческое и когнитивное развитие ребёнка.Довольно часто в игровой терапии используется десенситизация (десенсибилизация). Эта методика позволяет перепрограммировать разрушительные модели поведения, и она применяется не только при работе с детьми, но и для проработки вербальных или когнитивных проблем у взрослых пациентов.
Экслайн провела масштабную работу в плане развития своего недирективного подхода в игровой терапии. Она выделила 8 чётких ключевых принципов:
- Терапевтические отношения должны быть увлекательными и привлекательными, и они должны подразумевать вовлечённость, тёплые чувства и взаимопонимание, которое необходимо наладить как можно скорее – желательно с самых первых минут.
- Ребёнок должен чувствовать безусловное и безоговорочное принятие со стороны терапевта.
- Терапевтическая среда не должна ограничивать ребёнка в выражении чувств, эмоций и моделей поведения, и атмосфера сеанса не должна предполагать вынесения каких-то суждений.
- Терапевт должен внимательно отслеживать поведение ребёнка и иметь определённую базу знаний и умений, достаточную для выдачи подходящей реакции и проявления отражающих моделей, способствующих развитию самоосознания ребёнка.
- Терапевт полагается на способность ребёнка самостоятельно находить решения проблем (в тех случаях, когда они для него доступны) и руководствуется осознанием того, что только сам ребёнок несёт ответственность за принятие трансформирующих решений, и только он сам решает, что он будет делать или не делать.
- Терапевт играет роль "тени", позволяя ребёнку самостоятельно управлять терапевтическим путешествием через диалог и определённые действия.
- Терапевтический процесс должен быть постепенным, планомерным и последовательным, а также стабильным, и он должен развиваться на собственной скорости – а не на скорости, устанавливаемой терапевтом.
- К единственным рамкам и ограничениям, присутствующим в этой форме терапии, относятся условия, обеспечивающие честность и искренность терапевтического процесса, и границы, позволяющие ребёнку оставаться в объективной реальности, в полной мере осознавая свою цель и свою роль в терапии.