КУЛЬТИВАЦИЯ СОПЕРЕЖИВАНИЯ (СОСТРАДАНИЯ)

«Если ты хочешь, чтобы другие были счастливы, практикуй сострадание. Если хочешь быть счастливым, практикуй сострадание» - Далай Лама

Погоня за счастьем – это стремление, характерное для всех представителей рода человеческого, и мы используем самые разные способы обретения счастья, которые даруют нам разную степень удовлетворения. Некоторые люди находят счастье в материальных удовольствиях и получении мгновенного удовлетворения. Другие черпают счастье в духовных практиках, созерцании и размышлении. Третьи находят счастье в интимных отношениях или в семейных связях, в творчестве и в различных видах искусства, в путешествия и приключениях, в исследовании нового и/или в карьере. Многие духовные традиции (в особенности философия буддизма) настаивают на том, что обязательным условием для обретения «истинного и продолжительного счастья» является культивация и развитие сопереживания и сострадания как к другим людям, так и по отношению к самому себе (Бабаута, 2007 г.).

Но как мы может культивировать сострадание и сопереживание?

Некоторые люди с большей легкостью ощущают сострадание и сопереживание по сравнению с некоторыми другими – возможно, они являются более чувствительными по своей природе, или, может быть, они специально практиковали сострадание и развивали эту способность. Людям, не обладающим врожденной предрасположенностью к сопереживанию и сочувствию, возможно, придется приложить больше усилий и усерднее поработать над развитием этого качества. Выход за рамки индивидуальной души и вхождение в общее духовное и эмоциональное пространство, разделяемое с другими людьми, может потребовать некоторых усилий, и для некоторых людей этот шаг может стать настоящим вызовом.

Замечательным первым шагом на пути к развитию этого качества станет ежедневный ритуал признания и принятия своих персональных мыслей и чувств. В идеале эта практика приводит к углублению ощущения сострадания по отношению к самому себе, и это полное и безоговорочное принятие, в свою очередь, вдохновляет человека на развитие и углубление осознания, исполненного эмпатии. В своей «Инструкции по культивации сострадания в вашей жизни с помощью семи практик» Лео Бабаута поощряет людей практиковаться в признании того, что у каждого человека есть своя собственная, уникальная «история жизни» со своими подъемами, спадами и несовершенствами. И в то же время каждому из нас приходится переживать боль и страдание. Желание избежать боли и страданий является универсальным – оно характерно для всех людей без исключения, - и принятие во внимание этого важного факта тоже может помочь в развитии сострадания и сопереживания по отношению к другим людям.

РОЛЬ СОСТРАДАНИЯ И СОПЕРЕЖИВАНИЯ В ТЕРАПИИ

В последние годы появляется все больше и больше терапевтических методик, подчеркивающих важность сострадания и сопереживания, и этот подход становится все более популярным. Выяснилось, что люди, регулярно проявляющие сострадание и сопереживание, испытывают меньше стресса и чувствуют себя более расслабленными в общем и целом (Бабаута, 2007 г.). Развитие этого умения явно является очень полезным в контексте терапии, так как люди чаще всего обращаются за терапией из-за тревожности, стресса и депрессии.

Рассмотрев причины, побудившие клиента прийти на прием, терапевт может принять решение сконцентрироваться на развитии умения проявлять сострадание и сочувствие по отношению к самому себе. Философия буддизма говорит о том, что сострадание и сопереживание по отношению к самому себе является обязательным условием проявления истинной любви к себе и обеспечения должной заботы о себе. А без искренней любви к самому себе практически невозможно любить других людей, заботиться о них и испытывать какие-то глубокие и искренние чувства по отношению к ним – не говоря уже о том, чтобы действовать им во благо. И все же многие люди обнаруживают, что им гораздо легче испытывать сопереживание и сострадание по отношению к другим людям, а не к самим себе (особенно если этот «другой» является близким и любимым – например, это может быть ребенок, интимный партнер, близкий друг или домашний питомец) (Гермер и Зигель, 2012 г.). Однако факт остается фактом: без любви к самому себе и способности испытывать сопереживание и сострадание по отношению к себе человек может заботиться о другом человеке и в то же время пренебрегать собственными потребностями, и со временем это игнорирование приведет к выгоранию.

В книге Кристофера К. Гермера и Рональда Д. Зигеля «Мудрость и сострадание в психотерапии: углубление осознанности в клинической практике» говорится о том, что «культивирование большего сострадания по отношению к себе и другим» является неотъемлемой частью развития осознанности в терапии. Авторы также указывают на то, что сострадание является центральным, ключевым аспектом основных религиозных учений. Посыл «поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой» выражается в различных формулировках в словах Конфуция, Мухаммеда, Иисуса, Кришны и Будды.

Терапевт тоже должен испытывать сострадание и сопереживание по отношению к своим клиентам – это очень важный компонент терапевтической работы. Без сопереживания очень трудно понять, в каком положении находится клиент в данный момент, и объективно оценить его состояние – то есть сочувствие в каком-то смысле помогает специалисту выбрать тот вид помощи и поддержки, который подойдет данному конкретному клиенту и позволит ему исцелиться. Сострадание и сопереживание является неотъемлемым компонентом таких терапевтических понятий и концепций, как эмпатия, принятие и безусловное позитивное отношение к пациенту.


Позвоните нам!
Ваш заказ готов к оформлению
Личный кабинет
Вам будет доступна история заказов, управление рассылками, свои цены и скидки для постоянных клиентов и прочее.
Ваш логин
Ваш пароль
+7 (903) 723-21-30
Работаем для вас с 10:00 до 20:00