Случайное вознаграждение

СЛУЧАЙНОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ В БИХЕВИОРИЗМЕ

Б.Ф. Скиннер разработал концепцию оперантного обусловливания для объяснения того, как именно животные, не обладающие развитым интеллектом, могут научиться довольно сложным моделям поведения. Бихевиористы утверждают, что вероятность проявления определенной модели поведения возрастает, когда следствием этой модели регулярно и последовательно становится вознаграждение или наказание. Например, крыса будет снова и снова давить на рычаг, если она постоянно получала награду за нажатие этого рычага – в ее сознании закрепилась определенная модель, которая превратилась в выученное умение. Дрессировщики часто используют поведенческое обусловливание для того, чтобы научить животных каким-то трюкам, и они часто делают все возможное для избегания случайных вознаграждений, которые способствуют закреплению неправильных и нежелательных моделей поведения. Например, владелец собаки может давать своему питомцу лакомство каждый раз, когда тот проявляет агрессию, таким образом пытаясь успокоить и задобрить пса. Но по сути дела он выдает собаке случайное вознаграждение за проявление нежелательного поведения. Если это происходит достаточно часто, собака начинает ассоциировать агрессию с наградой, и в итоге она становится еще более агрессивной.

СЛУЧАЙНОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Случайные вознаграждения довольно часто встречаются в учебном процессе. Например, позволяющий своим ученикам пропускать те задачи и вопросы из домашнего задания, которые кажутся им слишком сложными, непреднамеренно вознаграждает учащихся за избегание. Он в каком-то смысле воодушевляет и поощряет их на избегание любых попыток что-то изменить, и все это может привести к снижению уровня мастерства и появлению ощущения собственной некомпетентности у учащихся. Случайные вознаграждения часто описываются в литературе, посвященной воспитанию детей. Многие родители непреднамеренно вознаграждают детей за нежелательное поведение, пытаясь избежать неловкости и ощущения замешательства, в моменте здесь и сейчас. Таким образом они защищают самих себя от расстройства и фрустрации. Например, когда ребенок закатывает истерику в торговом центре и требует немедленно уйти отсюда, родитель может покинуть магазин, потому что ему стыдно за своего отпрыска – таким образом он пытается избежать замешательства и ощущения неловкости в текущей ситуации. И, видя такую реакцию, ребенок понимает, что закатывание истерик – это эффективная стратегия: она не только помогает добиться желаемого, но и позволяет ему получить внимание, которого он так жаждет. Многие книги, посвященные родительству, советуют родителям игнорировать плохое поведение ребенка для того, чтобы избежать выдачи случайного вознаграждения, которое только усилит проявление негативных моделей и может закрепить их в сознании ребенка.


Позвоните нам!
Ваш заказ готов к оформлению
Личный кабинет
Вам будет доступна история заказов, управление рассылками, свои цены и скидки для постоянных клиентов и прочее.
Ваш логин
Ваш пароль