ЧТО ТАКОЕ САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ?
Самоэффективность в чём-то похожа на уверенность в себе, но здесь речь идёт не о представлениях о собственной ценности, а скорее о вере в свою способность компетентно справляться с поставленными задачами.Концепция самоэффективности была создана детским психологом Альбертом Бандурой как часть его теории социально-когнитивного обучения. Социально-когнитивное обучение представляет собой обучение через наблюдение. Согласно Бандуре, самоэффективность играет критически важную роль в процессе обучения, так как люди с высокой степенью самоэффективности вооружены мощной системой стимулирования, которая непосредственно влияет на качество обучения. Они воспринимают новые или непростые задачи как возможность для повышения уровня мастерства – они не считают их невыполнимыми и не смотрят на них как на непреодолимые препятствия, из-за которых они могут потерпеть неудачу.
РОЛЬ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Люди с высокой степенью самоэффективности, как правило, имеют внутренний локус контроля – то есть они верят в свою способность контролировать то, что с ними происходит. Люди с низкой степенью самоэффективности обычно имеют внешний локус контроля – они склонны верить в то, что их поведение и их жизнь в целом находится под контролем внешних сил и событий. Следовательно, люди с высокой степенью самоэффективности более склонны к проявлению настойчивости. Они постоянно и планомерно движутся вперед, и они проявляют стойкость и продолжают идти по этому пути благодаря своей вере в то, что достижение мастерства им вполне по силам. Такой настрой напрямую влияет на мотивацию к обучению, и учащиеся с низким уровнем самоэффективности могут столкнуться не только с низкой академической успеваемостью – им также может быть весьма непросто выполнять учебные задания и доводить их до конца.Низкий уровень самоэффективности также может поспособствовать появлению таких проблем, как тревожность или депрессия. Таким людям часто кажется, что у них очень мало контроля над собственной жизнью, и из-за этого они могут перейти в режим перегрузки. Они могут воспринимать стоящие перед ними задачи как что-то невыполнимое и нереальное, либо у них может появиться ощущение печали и безнадёжности.