Роберт Киган психолог

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Роберт Киган родился в 1946 году и вырос в Миннесоте. Он учился в Колледже Дартмут, и в 1960-тых годах он участвовал в движении за гражданские права, а также в протестах против войны во Вьетнаме. Чуть позже он говорил о том, что этот опыт сыграл очень важную роль в формировании его мышления.

Киган окончил Дартмут в 1968 году, после чего он начал преподавать в старшей школе в Сент-Поле, штат Миннесота. В ходе работы он открыл в себе истинную страсть к преподаванию, и он был заинтригован процессом развития детей. Этот искренний интерес к детскому сознанию и процессу обучения подтолкнул Кигана к поступлению в Гарвардский университет на курс психологии развития. В 1976 году он получил степень в области педагогики и психологии, и он сразу же начал преподавать в Гарварде. На данный момент он имеет титул Профессора Уильяма и Мириам Михан в области профессионального развития и обучения взрослых в Гарварде.

Киган является одним из руководителей Группы изменений в лидерстве и Института реформы медицинского образования Гарвард-Мейси, и он также возглавляет кафедру педагогики в Институте менеджмента и лидерства в образовании. В 1992 году Массачусетская психологическая ассоциация присвоила ему титул "Учитель года", а в 1999 году он получил Национальную награду за лидерство от Ассоциации продолжения высшего образования.

Он стал соавтором многих книг и статей, посвящённых психологическому развитию, и он опубликовал три собственных книги:
  • "Эволюционирующее Я: проблема и процесс в человеческом развитии" (1982 г.)
  • "Как то, как мы говорим, может изменить способ работы: семь языков трансформации" (в соавторстве с Лизой Лэхи, 2001 г.)
  • "Над нашими головами: ментальные требования современной жизни" (1994 г.)
Киган также написал книгу "Более сладкое приветствие – Маламуд, Беллоу и Мартин Бубер", которое представляет собой литературный анализ.

ВКЛАД В ПСИХОЛОГИЮ

Согласно теории конструктивистского развития Кигана, в процессе развития человек проходит шесть стадий, которые описаны в его книге "Эволюционирующее Я". Для каждой из этих стадий характерны специфические особенности развития идентичности и социального понимания. И вот какие стадии обозначены в теории Кигана:
  • Учредительная стадия (или стадия включения), сконцентрированная на рефлексах и сенсорной информации – на этой стадии ребёнку недостаёт ощущения "самости".
  • Импульсивная стадия, для которой характерна особая концентрация на импульсах и моделях восприятия. На этом этапе предметы и объекты обретают определённое значение в глазах ребёнка.
  • Императорская стадия, для которой характерна центрированность на самом себе; на этом этапе ребёнок начинает осознавать, что он может выражать свои желания в действиях.
  • Межличностная стадия, для которой характерна особая концентрация на эмпатии и взаимности, сопереживании и сострадании; на этом этапе формируется осознание того, что у других людей есть собственные потребности, которые тоже должны приниматься во внимание.
  • Институциональная стадия, на которой происходит формирование системы ценностей и этических норм. Также на этом этапе происходит дальнейшее развитие автономности и самой личности как таковой, и основной мотивацией для действий становятся скорее принципы, нежели импульсы.
  • Интер-индивидуальная стадия, для которой характерна концентрация как на автономии, так и на толерантности с принятием существования разных систем ценностей и пониманием других точек зрения.
Киган верит в то, что каждая стадия является продолжением предыдущего этапа. Например, учредительная стадия (или стадия включения) основана на рефлексах и инстинктивных реакциях, и следующий этап развития – импульсивная стадия - строится на фундаменте из моделей восприятия и рефлекторных проявлений. Эти проявления, обозначаемые термином "импульсы", становятся основным объектом следующего этапа – императорской стадии. По мере дальнейшего прогресса и перехода на следующие этапы развитие продолжается через желания, которые приводят к формированию отношений – а они, в свою очередь, подводят человека к формированию идентичности. Финальная, интер-индивидуальная стадия формируется на основании той идентичности, которая была раскрыта на предыдущем, институциональном этапе.

Киган утверждает, что процесс развития по своей сути представляет собой постепенное создание значения. В ходе проживания определённой стадии развития перед человеком встаёт чёткая задача: обрести определённую степень понимания мира и развить навыки решения проблем. Важными вехами на этом пути развития и создания значения становятся моменты эволюционного перемирия или затишья – в такие моменты человек не только получает полезные знания и озарения, но и формирует ограничения, касающиеся процесса создания значения.

Позвоните нам!
Ваш заказ готов к оформлению
Личный кабинет
Вам будет доступна история заказов, управление рассылками, свои цены и скидки для постоянных клиентов и прочее.
Ваш логин
Ваш пароль