ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Рэймонд Кэттелл родился в 1905 году в маленьком городке в Англии. Он вырос в Торки, в английском графстве Девон. Он увлекался плаванием под парусом и проведением научных экспериментов. Кэттелл получал высшее образование в Лондонском университете, где он изучал химию и физику.

Кэттелл был поражён культурными эффектами Первой мировой войны, и именно в то время у него зародился интерес к психологии, который только усиливался. Он сменил направление и закончил Лондонский университет со степенью доктора философии в области психологии в 1929 году. Кэттелл обосновался в Лейчестере, и там он основал первую клинику консультирования для детей на территории Англии.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В 1937 году Кэттеллу предложили должность преподавателя в Колумбийском университете, и он переехал в США, где он тесно сотрудничал с Эдвардом Торндайком. Затем он принял приглашение на должность профессора Г. Стэнли Холла в Университете Кларка, и в 1941 году Кэттелл перешёл в Гарвардский университет Гордона Олпорта. Он женился на студентке Колледжа Рэдклифф Альберте Карен Шуттлер, и на протяжении многих лет она работала вместе с ним в ходе проведения большей части исследований.

В 1945 году Кэттелл покинул Гарвард для того, чтобы начать работу в новой исследовательской лаборатории в Университете штата Иллинойс в Урбана-Шампейне – он получил грант на эти разработки, а также его привлекла возможность поработать с первым компьютером. Кэттелл основал Лаборатории оценки личности и группового поведения при Университете штата Иллинойс, и чуть позже он открыл Институт тестирования личности и способностей. Кэттелл сыграл важную роль в создании Сообщества многофакторной экспериментальной психологии, а также в создании журнала "Многофакторные поведенческие исследования". На протяжении всей своей жизни он изучал человеческое поведение, сотрудничая с исследователями со всего мира. В ходе проведения этих исследований учёные вели многофакторную статистику, которая позволяла оценить всю личность человека в общем и целом вместо того, чтобы измерять одну переменную за другой, как это было принято в традиционных исследованиях.

После выхода на пенсию из Университета штата Иллинойс Кэттелл обосновался на Гавайях, где он работал на условиях частичной занятости в должности профессора Гавайского университета. Он снова женился, и вместе с женой Хэзер Биркетт он создал 16-факторную модель личности. Кэттелл жил на Гавайях, занимаясь исследованиями, писательством и плаванием под парусом, вплоть до своей смерти в 1988 году. В возрасте 92 лет он получил Награду за достижения всей жизни от Американской психологической ассоциации.

ВКЛАД В ПСИХОЛОГИЮ

Кэттелл получил повсеместное признание как один из самых влиятельных психологов 20-го века, и самым известным его открытием является 16-факторная модель личности, над которой он работал на протяжении нескольких десятилетий. В этой модели личность определяется степенью присутствия каждого из 16-ти факторов – таких, как:
  • тёплые чувства,
  • здравый смысл и способность к логическим рассуждениям,
  • эмоциональная стабильность,
  • доминирование,
  • живость,
  • осознание правил,
  • социальная смелость,
  • чувствительность,
  • способности к абстрактному мышлению,
  • бдительность,
  • приватность,
  • понимание происходящего и способность предугадывать дальнейшее развитие событий,
  • открытость к изменениям,
  • уверенность в себе и способность положиться на самого себя,
  • перфекционизм и
  • напряжение.
Кэттелл разработал 16-факторный личностный опросник для взрослых, и он также создал два отдельных теста для детей и подростков. Оценка всех этих черт и особенностей использовалась в ходе исследования целого ряда человеческих проявлений – таких, как мотивация, навыки межличностного общения, конформизм и склонность к соответствию, когнитивные стили и модели, а также степень открытости к изменениям. Кэттелл делал особый акцент на том, что исследования должны учитывать культурные, генетические, физиологические и семейные факторы, и исследователь должен черпать информацию из трёх областей:
  • Данные о семейном окружении: особенности повседневной жизни человека, включая его привычные модели поведения и обычные реакции на жизненные обстоятельства.
  • Данные экспериментов: реакции субъекта на стандартизованные эксперименты.
  • Данные опросника: сведения о чертах личности и моделях поведения, предоставленные самим субъектом. Опросники позволяют исследователям выявить тонкие и неявные точки зрения и обоснования реализации определённых моделей поведения, которые было бы весьма непросто раскрыть каким-то другим способом.
Кэттелл также разработал концепции текучего и кристализованного интеллекта. Текучий интеллект – это способность мыслить абстрактно, решать проблемы и распознавать определённые модели и шаблоны. Этот вид интеллекта не связан с багажом знаний и опыта. Обычно текучий интеллект оценивается с помощью логических игр и заданий, и большинство тестов на IQ оценивают оба вида интеллекта. Кристализованный интеллект представляет собой результат обучения и накопления опыта. К этому уровню относится лексикон человека, знание иностранных языков, математические формулы, которые он когда-то заучил и т.п. Кристализованный интеллект растёт и расширяется с возрастом, тогда как текучий интеллект с годами ослабевает.

Эмоциональный интеллект0%
Эмоциональный интеллект
Сеанс научит вас в большей степени понимать суть своих чувств и эмоций и осознавать, почему Вы чувствуете себя именно так в данный момент
1 800 руб.
1 800 руб.
Позвоните нам!
Ваш заказ готов к оформлению
Личный кабинет
Вам будет доступна история заказов, управление рассылками, свои цены и скидки для постоянных клиентов и прочее.
Ваш логин
Ваш пароль
+7 (903) 723-21-30
Работаем для вас с 10:00 до 20:00