Современный психоанализ

ИСТОРИЯ ПСИХОАНАЛИЗА

Отслеживая историю психоанализа, мы неизбежно придем к одной из самых известных и признанных фигур в этой области – Зигмунду Фрейду. Фрейд родился в 1856 году, и он стал выдающимся неврологом. В ходе своей практики он сталкивался с пациентами, у которых проявлялись симптомы состояния, похожего на соматизацию – в те годы оно называлось "истерией". Под влиянием идей коллеги-невролога Жана-Мартена Шарко Фрейд начал экспериментировать с применением гипноза в лечении таких пациентов.

Со временем интерес Фрейда к гипнозу только усиливался, и он начал сотрудничать с Йозефом Брейером. Они хотели создать новую форму лечения, которая будет концентрироваться на помощи клиентам в возрождении воспоминаний о травмирующих событиях, примерно совпадающих во времени с началом проявления симптомов. В процессе наблюдений Фрейд и Брейер заметили, что интенсивность проявления симптомов снижалась после того, как пациенты получали доступ к этим воспоминаниям с помощью гипноза и свободно говорили о них. В 1895 году Фрейд и Брейер опубликовали книгу "Исследования истерии" с описанием нескольких случаев из практики, в которых пациентов удалось вылечить с помощью психоанализа. Эта книга считается первой публикацией на тему психоанализа.

Столкнувшись с некоторыми проблемами, связанными с гипнозом, Фрейд через некоторое время отказался от этой техники в пользу приёма, который он назвал "методом свободных ассоциаций". Он предлагал пациентам свободно говорить обо всем, что приходит им в голову, и в ходе анализа этих свободных ассоциаций Фрейд обнаружил, что они прокладывают путь к причинам психологических проблем, присутствующих у клиента, и раскрывают подавленные воспоминания. И он ввёл термин "психоанализ" для обозначения этого нового терапевтического подхода и его теоретических основ.

Со временем Фрейд расширил и усовершенствовал свою теорию. Он считал, что сексуальные травмы оказывают прямое и непосредственное влияние на психическое здоровье человека, но все же проявляющиеся симптомы по большому счету являются результатом подсознательного конфликта. В 1899 году он опубликовал книгу "Толкование сновидений", в которой он утверждал, что сны представляют собой результат и продукт таких конфликтов. Согласно его теории, сны по своей сути являются неосознанной попыткой проработать те конфликты или выразить те желания, которые кажутся слишком пугающими и угрожающими для того чтобы быть допущенными в область осознанного восприятия.

В начале 20-го века идеи Фрейда начали завоёвывать все большую популярность в среде других прогрессивных мыслителей Вены, где он жил и работал. Самыми заметными и выдающимися фигурами среди них были Альфред Адлер, Карл Юнг и Отто Ранк, и все они вошли в первую организованную группу психоаналитиков под названием Психологическое общество по средам - которое чуть позже стало известно как Венское психоаналитическое общество. В 1909 году Фрейд отправился в Соединенные Штаты вместе с Юнгом, и там он дал серию лекций, вынося идеи психоанализа за границы Вены и расширяя область их распространения. Однако через несколько лет некоторые из ближайших соратников Фрейда начали выражать протест против некоторых его ключевых идей. А Адлер и Юнг пошли ещё дальше и разработали собственные теории и методики психоанализа.

Когда разразилась Первая мировая война, психоаналитическое движение получило мощный толчок к развитию – особенно на территории Британии. Множество солдат вернулись с войны с симптомами военного невроза или контузии – сейчас это состояние обозначается термином "посттравматический стресс (ПТСР)". Психоанализ оказался очень полезным для понимания и лечения этого состояния – особенно с учётом того, что в те годы было доступно не так уж и много вариантов выбора. Последствия войны также подтолкнули Фрейда к более глубокому осмыслению роли агрессии в человеческом поведении. Он перестал концентрироваться на сексуальных инстинктах как первичной человеческой мотивации и адаптировал свою теорию, включив в неё то, что он назвал "инстинктом смерти". Несмотря на ухудшающееся здоровье, Фрейд продолжал пересматривать и совершенствовать свою теорию до самой своей смерти в 1939 году. К тому времени идеи психоанализа распространились по всему миру, и эта методика получила повсеместное признание.

ТЕОРИИ В ПСИХОАНАЛИЗЕ

По мере того, как психоаналитическое движение распространялось по территории Европы и Северной Америки, идеи Фрейда вызывали смешанные и неоднозначные реакции. Многие из его критиков со временем разработали собственные теории, описывающие механизмы работы сознания, и они использовали некоторые аспекты теории Фрейда в качестве строительных блоков для собственных наработок. И современный психоанализ представляет собой набор разнообразных теоретических и практических подходов, которые в то же время находятся в тесной связи друг с другом. И вот какие психоаналитические теории являются наиболее влиятельными на сегодняшний день:

Фрейдистский или классический психоанализ. Фрейд считал, что биологические побуждения или инстинкты представляют собой первоочередную мотивацию, оказывающую наибольшее влияние на человеческое поведение. Он разделил эти инстинкты на две довольно широкие категории: Эрос (инстинкт жизни, нацеленный на выживание и самосохранение) и Танатос (инстинкт смерти, нацеленный на саморазрушение).

Сначала Фрейд разработал топографическую модель сознания, согласно которой оно функционирует на трёх уровнях:
  • Сознательный (осознанный) – на этом уровне находится все, что человек осознает в отдельно взятый момент времени.
  • Предсознательный – на этом уровне находятся воспоминания, которые с лёгкостью можно вытащить на поверхность, в область осознания.
  • Подсознательный (неосознанный) – на этом уровне находится все, что человек не осознает в данный момент времени.
Подсознание также включает переживания и воспоминания, которые были вытеснены из области осознанного восприятия, потому что они причиняют боль или вызывают слишком сильное беспокойство и тревожность.

Чуть позже Фрейд создал структурную модель сознания, согласно которой оно состоит из Ид, Эго и Супер-эго:
  • Ид – базовый, первичный аспект личности - функционирует целиком и полностью на уровне подсознания. Эта часть личности руководствуется инстинктом удовольствия и ищет немедленного удовлетворения биологических побуждений без учёта других людей и внешних обстоятельств, и еще одним фактором ее мотивации служит страх перед санкциями или наказанием.
  • Эго – это рациональная часть сознания, которая занимается регуляцией личности в целом. Она руководствуется принципом реальности и находит реалистичные и социально приемлемые способы удовлетворения потребностей Ид.
  • Супер-эго представляет собой набор родительских ожиданий и социальных стандартов, которые человек впитал и усвоил за годы жизни. Эта часть личности руководствуется принципом моральности и подталкивает человека к справедливым и честным решениям, которые считаются правильными и приемлемыми с точки зрения этических норм. Однако для Супер-эго характерен перфекционизм, и эта часть сознания может создать стремление к недостижимым идеалам.
Эго здоровых людей успешно справляется с организацией конфликтующих требований Ид и Супер-эго и может найти конструктивные способы их удовлетворения. Однако если степень контроля Эго является недостаточной, у человека может возникнуть интрапсихический конфликт, который, как считал Фрейд, приводит к возникновению тревожности и других психологических проблем.

Еще одним значимым аспектом работы Фрейда является его теория психосексуального развития, согласно которой все люди проходят пять стадий личностного развития - оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную. Фрейд полагал, что на каждой стадии сексуальная энергия концентрируется в определенной части тела (эрогенной зоне), к которой человек обращается в поиске сексуального наслаждения. Согласно теории Фрейда, если на какой-то из этих стадий стимуляция становится чрезмерной или недостаточной, у человека может возникнуть фиксация на части тела, связанной с этим этапом, которая может привести к нарушению в процессе развития и появлению моделей, считающихся ненормальными.

Эго-психология. Эго-психология зародилась в конце 1930-тых годов, когда Хайнц Хартман, Анна Фрейд и Эрик Эриксон взялись за пересмотр теории Фрейда с целью подчеркнуть силу Эго и влияние окружающей среды на его развитие. Фрейд считал, что Эго находится в эпицентре постоянно присутствующего конфликта между внутренними побуждениями и внешней реальностью, однако Хартман полагал, что роль Эго на самом деле является куда более масштабной. Он сделал предположение о том, что Эго также функционирует как отдельная область, свободная от конфликтов, которая контролирует исполнительные функции - включая речь и язык, мышление, обучение, память и планирование. Хартман считал, что развитие всех этих аспектов личности в основном зависит от окружающей среды и влияния внешних условий.

Эриксон разработал детализированную теорию, описывающую процесс формирования Эго под влиянием социального окружения, который происходит постепенно по мере того, как человек проходит различные стадии развития. В своей теории психосексуального развития Фрейд делал особый акцент на внутренних биологических силах, тогда как Эриксон в своей теории продемонстрировал, как именно внешняя среда, окружение и влияние социума может стать важным элементом развития, и как Эго постепенно достигает зрелости в течение жизни человека.

Анна Фрейд, дочь Зигмунда Фрейда, прославилась своей работой в области изучения защитных механизмов – или подсознательных стратегий, которые Эго часто использует для того чтобы отгородиться от тревоги. Эту дискуссию начал Зигмунд Фрейд, однако именно Анна идентифицировала и описала многие защитные механизмы, которые упоминаются в современной литературе, посвящённой психоанализу.

Объектные отношения. Большинство экспертов, специализирующихся на теории объектных отношений, соглашаются с Фрейдом в том, что переживания из ранних лет жизни являются критически важным аспектом личностного развития. Однако, в отличие от Фрейда, они заявляют о том, что первоочередной мотивацией являются не внутренние биологические побуждения, а скорее потребность в межличностных отношениях. Среди выдающихся теоретиков в этой области стоит отметить Мелани Кляйн, В.Р.Д. Фэйрбейрна, Маргарет Малер и Дональда Винникотта.

В теории объектных отношений под "объектом" обычно понимается значимый индивидуум, с которым человека связывают определённые узы. Объект может быть как внешним, так и внутренним – в этом случае он представляет собой ментальную репрезентацию самого себя или других людей. Внутренние объекты начинают формироваться в первый год жизни ребенка в ходе его взаимодействия с родителями или опекунами. Считается, что поначалу младенцу весьма непросто согласовать и урегулировать конфликтующие аспекты одного и того же объекта – например, «добрую» и «расстраивающую» стороны своей матери. Маленькому ребенку пока не хватает когнитивных способностей для того чтобы осмыслить эти противоречия, и поэтому в его сознании происходит «расщепление», в ходе которого ребенок делит свои внутренние объекты на хорошие и плохие части. В итоге дети могут воспринимать самих себя и других людей либо как однозначно "хороших", либо как однозначно «плохих». В ходе нормального развития ребенок со времени интегрирует оба аспекта самого себя в единое реалистичное целое – и то же самое происходит с его представлениями о значимых людях, присутствующих в его жизни. Если же этой интеграции не происходит, у ребенка складывается непоследовательное и неадекватное представление о самом себе и других людях.

Маргарет Малер в своей теории выдвинула предположение о том, что младенец изначально существует в состоянии слияния, своеобразного сплава с собственной матерью или основным опекуном, и в этот период жизни он еще не способен отделить себя от другого человека. Он считала, что при наличии отношений, исполненных поддержки, в первые 3 года жизни ребенок проходит через процесс постепенного формирования своей собственной, отдельной идентичности, - что настраивает его на построение здоровых отношений во взрослом возрасте. В ходе своей работы с детьми Дональд Винникотт обнаружил, что дети с наибольшими проблемами и трудностями, как правило, росли в нестабильной домашней обстановке. И он подчеркивал важность наличия последовательной и стабильной среды, которая способна дать поддержку и подпитку – она является обязательным условием здорового личностного развития.

Интерперсональный психоанализ. Эта разновидность психоаналитической теории была впервые представлена в Соединенных Штатах Гарри Стеком Салливаном. Точно так же, как эксперты, специализирующиеся на теории объектных отношений, Салливан верил в то, что основной мотивацией, определяющей человеческое поведение, являются не интрапсихические процессы, а скорее интерперсональные события – то есть факторы, связанные с межличностными отношениями. И он делал особый акцент на отношениях, формирующихся в ранние годы жизни. Согласно Салливану, людей мотивируют две силы, и это – потребности и тревожность. Некоторые модели поведения направлены на удовлетворение физических и эмоциональных потребностей, тогда как некоторые другие нацелены на избегание тревожности. В теории Салливана термин "тревожность" обозначает все и любые формы беспокойства, расстройства и душевных страданий, возникающих в ситуациях общения. Согласно его теории, чем больше тревожности человек испытывает в младенческом возрасте, тем больше интерперсональных проблем и трудностей у него появится в последующие годы жизни. Основной причиной расстройства и душевных страданий являются проблемы в межличностных отношениях. И интерперсональная психотерапия концентрируется на раскрытии и реструктуризации нездоровых способов налаживания связей с другими людьми – так, чтобы человек смог наладить отношения, приносящие ему гораздо больше удовольствия и удовлетворения.

Самопсихология. Самопсихология родилась из наработок Хайнца Кохута, который в основном концентрировался на развитии самости. Кохут верил в то, что представление человека о самом себе формируется на основе отношений с другими людьми – в особенности с фигурами, исполняющими родительские роли. У детей, имеющих позитивный опыт общения с родителями или опекунами, отношения с которыми были исполнены поддержки и подпитки, формируется стабильное ощущение самости, и они будут вооружены навыками и умениями, необходимыми для формирования продолжительных и позитивных отношений во взрослом возрасте. Если же в ранние годы жизни отношения, присутствовавшие в жизни ребенка, были в основном негативными, его ощущение самости может быть менее стабильным, и в последующие годы жизни у него могут возникнуть трудности в налаживании связей с другими людьми.

Основная цель психоаналитической терапии – перенести подсознательный материал в область осознания и улучшить функционирование Эго так, чтобы человек смог обуздать чрезмерное воздействие биологических побуждений или требований Супер-эго.

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ

Психоаналитическая терапия стремится перенести неосознанный материал в область осознания и скорректировать функционирование эго так, чтобы индивидуум смог эффективнее сопротивляться биологическим побуждениям Ид или перфекционистским требованиям Супер-эго, находя необходимый баланс. В традиционном психоанализе терапевт в максимальной степени сохраняет анонимность, раскрывая совсем немного информации о себе – либо он вообще не говорит о себе. Психоаналитическая терапия нацелена скорее на трансформацию личности, а не на облегчение специфических симптомов, поэтому она является довольно длительной, и курс терапии может продолжаться несколько лет.

Современные веяния изменили традиционные психоаналитические методики, однако ядро этого подхода формируется из нескольких техник, имеющих довольно долгую историю – и это:
  • Свободная ассоциация: в ходе применения этой техники терапевт поощряет клиента свободно говорить обо всем, что приходит ему в голову, без цензуры и вынесения каких-то суждений. Терапевт внимательно слушает монолог клиента, обращая особое внимание на скрытые значения и оговорки (которые часто называют "оговорками по Фрейду"), так как они могут раскрыть подсознательные конфликты. Также он отслеживает любые разрывы в потоке свободных ассоциаций, которые могут сигнализировать о появлении подавленного материала, вызывающего беспокойство и тревогу. Выявляя и интерпретируя подсознательный материал по мере его проявления, терапевт помогает клиенту расширить и углубить понимание и получить полезные озарения. В классическом психоанализе человек высказывает свои свободные ассоциации, лежа на кушетке, а аналитик сидит рядом с ним, вне поля его зрения. На данный момент кушетка больше не считается обязательным компонентом терапии.
  • Анализ сновидений: Фрейд называл сновидения "королевской дорогой в бессознательное", и он рассматривал их как средство выражения тех чувств и желаний человека, которые кажутся ему слишком пугающими или угрожающими для того чтобы допускать их в осознанную жизнь. Анализ сновидений занимает важное и значимое место в психоаналитической терапии. Специалист просит клиента рассказать о своих снах, высказывая все, что придет ему в голову по ходу повествования. Затем терапевт может помочь клиенту заглянуть за рамки явного содержания его сновидений и добраться до их латентного содержания (или символического смысла), раскрывая подсознательные мысли и намерения.
  • Анализ сопротивления: в психоанализе термином "сопротивление" обозначаются неосознанные попытки клиента предотвратить выход материала, провоцирующего тревожность, в область осознанного восприятия. Сопротивление может проявляться в таких моделях, как отказ говорить в ходе терапевтического сеанса или постоянные опоздания на назначенные встречи. Сопротивление может затруднить терапевтический процесс, и все же оно также может дать полезные озарения по поводу проблем и конфликтов, имеющихся у клиента. Терапевт может помочь ему идентифицировать моменты сопротивления и преодолеть его через получение доступа к подсознательным конфликтам и их разрешение.
  • Анализ переноса: в психоанализе терапевт выполняет функцию "пустого экрана", позволяя клиенту переносить на себя неосознанные чувства, которые тот мог испытывать по отношению к значимому для него человеку в прошлом (к примеру, по отношению к родителю). В процессе переноса клиент начинает относиться к терапевту так же, как он относился к людям из своего прошлого, снова переживая подавленные эмоции, ассоциирующиеся с предыдущими отношениями. Аналитик не пытается предотвратить перенос – он выявляет значение этих реакций для того чтобы помочь клиенту понять, как именно его прошлые отношения влияют на его функционирование в настоящем моменте.

СОВРЕМЕННЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ

Несмотря на то, что психоанализ интересует многих людей, продвижение этих идей значительно замедлилось. Большинство аналитиков используют современные психоаналитические подходы, которые предполагают явную и очевидную трансформацию идей и теорий Фрейда. Например, краткосрочные разновидности психоанализа, ограниченные во времени, становятся все более популярными, и на сегодняшний день терапевтические отношения в психоанализе являются куда более интерактивными. Также на данный момент больше внимания уделяется функционированию Эго, противопоставленному Ид. И специалисты больше концентрируются на текущих проблемах клиента, а не на его переживаниях из раннего детства. Несмотря на то, что по популярности психоанализ был обойдён другими подходами (такими, как когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)), он все ещё считается ценной и жизнеспособной формой лечения большинства проблем, связанных с тревожностью и личностью как таковой.

КРИТИКА ПСИХОАНАЛИЗА

Психоаналитические идеи Фрейда заложили фундамент для многих других форм психотерапии. Некоторые из его ранних концепций (такие, как "бессознательное" и "подсознание") продолжают использоваться в целом ряде других терапевтических подходов. И все же психоанализ остаётся одним из наиболее спорных и неоднозначных подходов в психотерапии, и он подвергался критике на протяжении многих лет – и ниже представлено несколько значимых моментов, вызвавших критику.
  • Область концентрации Фрейда была довольно узкой – он рассматривал врождённые биологические побуждения как основную мотивирующую силу, лежащую в основе человеческого поведения, и он не уделял достаточного внимания таким факторам, как свобода воли, генетика и окружающая среда.
  • Традиционный психоанализ подразумевает интенсивную терапевтическую проработку, которая занимает много времени и требует приложения значительных усилий. Такая методика не подойдёт индивидуумам, предпочитающим краткосрочную терапию, сконцентрированную на решении проблем, а также тем людям, которые нуждаются в немедленном удовлетворении потребностей, и лицам с ограниченными финансовыми возможностями.
  • В традиционном психоанализе терапевт часто сохраняет анонимность и сохраняет отстраненность. Несмотря на то, что такое отношение создаёт оптимальные условия для переноса, все же такая позиция также формирует ощущение отчуждённости, и некоторым людям весьма непросто его принять.
  • Психоанализ требует наличия определенной силы Эго – достаточной для вовлечения в исследование собственной личности и проработку психических конфликтов. И некоторые эксперты считают, что это делает данную методику не подходящей для работы с индивидуумами, страдающими от психических расстройств, которые подразумевают недостаточный уровень контроля над Эго.
  • Многие теории и концепции Фрейда не поддаются наблюдению и идентификации – то есть они относятся к категории явлений, которые невозможно исследовать и протестировать. В результате наблюдается значительный недостаток эмпирических доказательств, поддерживающих теоретические принципы и методики психоанализа.

Позвоните нам!
Ваш заказ готов к оформлению
Личный кабинет
Вам будет доступна история заказов, управление рассылками, свои цены и скидки для постоянных клиентов и прочее.
Ваш логин
Ваш пароль