ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ НАБЛЮДАТЕЛЯ
В большинстве случаев исследователь знает, что именно он изучает. Например, учитель, изучающий степень развития способностей к математике у мальчиков и у девочек, знает о том, что он сравнивает способности разных полов. И это знание может тонко и неявно повлиять на его поведение и манеру восприятия, потому что он изначально ожидает того, что на этом уровне между мальчиками и девочками есть определённые различия. Также у учителя могут быть определённые гипотезы и предположения по поводу результатов исследования, и они могут повлиять на то, что он сам решит увидеть. К примеру, учитель, верящий в то, что мальчики от природы более способны к изучению математики, в процессе интерпретации результатов в группе мальчиков обратит больше внимания на индикаторы, указывающие на лучшее развитие математических способностей, и он может не заметить недостатка соответствующих умений.И способ взаимодействия исследователя с объектами изучения может оказать некоторое влияние на результаты исследования. Учитель, изучающий различия в проявлении способностей к математике у мальчиков и девочек, может уделять больше времени и внимания обучению мальчиков из-за своей убеждённости в том, что мальчики от природы лучше справляются с этим предметом. В результате у мальчиков появляется возможность лучше изучить математику, и это может повлиять на исход исследования. Личные предубеждения – даже если они являются неявными и неосознанными – тоже могут повлиять на заключения, сделанные учителем. Например, в ходе исследования учитель может заметить, что девочки проявляют больше усердия в учёбе, и по этому показателю они превосходят мальчиков. И вместо того, чтобы сделать вывод о том, что уровень развития математических способностей непосредственно связан со временем, потраченным на учёбу, учитель утверждает, что девочки от природы не так хороши в математике, и поэтому им приходится прилагать больше усилий в процессе учёбы.