Мэри Эйнсворт (1913-1999) психолог

РАННИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ

Эйнсворт родилась в деревне Глендейл в штате Огайо и выросла в Канаде. Она была старшей из четырёх дочерей в семье. Её мать и отец окончили Колледж Дикинсон, и они уделяли особое внимание надлежащему образованию своих детей. Окончив среднюю школу, Эйнсворт захотела получить степень в области психологии, и в 1929 году она поступила в Университет Торонто. Она получила степень бакалавра, потом – магистра, и в конце концов она стала доктором философии. В 1938 году она начала преподавать в университете. В 1942 году Эйнсворт записалась в Канадский женский армейский корпус, и в нем одна дослужилась до звания майора Вооруженных сил.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В 1946 году Эйнсворт вернулась к преподаванию в Торонто. Вскоре после заключения брака в 1950 году она переехала в Лондон вместе со своим супругом Леонардом Эйнсвортом, потому что он хотел учиться в Университетском колледже Лондона.

В Англии Эйнсворт предложили принять участие в исследованиях в Клинике Тависток, где она работала вместе с Джоном Боулби. В ходе этих исследований специалисты пытались выяснить, как именно вмешательство в узы связи между матерью и ребёнком потенциально может повлиять на дальнейшее развитие ребенка. Результаты исследований показали, что разрыв этой связи значительно повышает риски возникновения проблем и трудностей в процессе развития. Чуть позже Эйнсворт поехала в Уганду в город Кампала, где она работала в Восточно-Африканском институте социальных исследований, продолжая изучение значимости уз связи между матерью и ребенком.

Эйнсворт преподавала в Университете Джонса Хопкинса с 1959-го по 1975 год, когда она приняла приглашение на должность профессора психологии от Виргинского университета. Она проработала в этом университете вплоть до выхода на пенсию в 1984 году. Эйнсворт развелась с мужем в 1960 году.

ВКЛАД В ПСИХОЛОГИЮ

Вместе со своей коллегой Сильвией Белл Эйнсворт разработала тест "Незнакомая ситуация". Эта методика используется для изучения стиля привязанности между ребенком и его матерью (или основным опекуном) с помощью измерения специфических характеристик проявления привязанности у ребенка. Данный тест завоевал повсеместное признание и уважение, и он считается полноценной диагностической процедурой, которая на данный момент широко используется в психологии и психиатрии в самых разных вариациях.

Тест "Незнакомая ситуация" состоит из двух фаз – фазы наблюдения и фазы оценки. Сначала клинический специалист наблюдает за взаимодействием матери (или опекуна) и ребёнка в безопасной обстановке – до тех пор, пока эта среда не покажется им знакомой и привычной. Затем в этой безопасной среде появляется незнакомец, который начинает взаимодействовать с ребенком, после чего родитель покидает комнату. Через какое-то время родитель возвращается, а незнакомец выходит. Потом родитель удаляется, оставляя ребенка одного, а незнакомец снова входит в комнату и какое-то время взаимодействует с ребенком, и в какой-то момент родитель возвращается. Незнакомец снова уходит, а ребёнок остаётся наедине с родителем, и они могут свободно взаимодействовать без каких-то отвлекающих факторов.

В ходе выполнения этого упражнения специалист-наблюдатель исследует и оценивает поведение ребёнка, обращая особое внимание на 4 ключевых компонента:
  • Как много активности ребенок проявляет в исследовании окружающей среды?
  • Какую реакцию выдает ребенок на расставание с родителем?
  • Проявляет ли ребенок беспокойство и тревожность при появлении незнакомца в отсутствие родителя?
  • Как можно оценить поведение ребенка в ходе взаимодействия с родителем?
Результаты этого эксперимента можно разбить по категориям в соответствии с четырьмя специфическими типами привязанности:
  • Безопасная (надежная) привязанность: это сильная и здоровая привязанность к матери или опекуну. Такой ребенок охотно исследует окружающую среду и вовлекается в общение с другими людьми в присутствии матери – и все же, когда мать уходит из комнаты, ребенок проявляет некоторое волнение и возбуждение. Оставшись наедине с незнакомцем, ребенок пытается избежать контакта с ним.
  • Тревожно-амбивалентная (сопротивляющаяся) небезопасная привязанность: ребенок с этим типом привязанности демонстрирует сильное беспокойство и тревожность при появлении незнакомца – даже если его мать находится рядом. Он не проявляет особого желания исследовать окружающую среду, и когда мать выходит из комнаты, у него проявляются все признаки сильного возбуждения и волнения. Когда мать возвращается, ребенок выглядит обиженным и расстроенным, и он неохотно реагирует на ее попытки наладить взаимодействие – довольно часто такие дети даже пытаются убежать от матери. Тревожно-амбивалентный (сопротивляющийся) стиль привязанности часто встречается среди детей, которые не могут положиться на родителей в плане удовлетворения своих потребностей: к примеру, когда родители ставят собственные потребности выше потребностей ребенка, или они не проявляют последовательности в проявлении любви и привязанности к ребенку и в заботе о его нуждах. То есть этот стиль привязанности непосредственно связан с неадекватным исполнением родительских обязанностей, и он может повлечь за собой появление проблем с привязанностью во взрослой жизни ребёнка.
  • Тревожно-избегающая небезопасная привязанность: в данном случае ребёнок демонстрирует двойственное и неоднозначное отношение к происходящему как в присутствии матери, так при её отсутствии. Такие дети часто цепляются за опекуна и как будто "липнут" к нему, и они также могут отказываться от физического контакта и проявлять нежелание сидеть на руках. Они не хотят исследовать окружающую среду, и они проявляют такую же нерешительность и метания по отношению к незнакомцу, когда тот появляется рядом с ними. Такой стиль привязанности часто формируется в тех случаях, когда ребёнок привыкает к постоянному игнорированию попыток удовлетворить свои потребности. Такие дети могут воспринимать незнакомцев почти так же, как родителей, - и при этом ребенок выражает лишь некоторое предпочтение по отношению к своему опекуну. Тревожно-избегающий стиль привязанности считается неадекватным и неадаптивным, но все же он гораздо реже приводит к появлению проблем с привязанностью в будущем по сравнению с тревожно-амбивалентным (сопротивляющимся) стилем привязанности.
  • Дезорганизованная/дезориентированная привязанность: ребенок с этим видом привязанности может расстроиться из-за того, что его мать ушла, и демонстрировать явное облегчение после её возвращения. Однако, когда мать снова подходит к нему, он может проявить гнев или не выразить особого желания сидеть на руках. Такие дети также могут реализовывать повторяющиеся модели поведения – например, без конца пинаться или качаться из стороны в сторону. В ходе более детального исследования этого вида привязанности выяснилось, что более чем в половине подобных случаев мать пережила какую-то травму непосредственно после рождения ребенка, и эти переживания привели к развитию депрессии.
Тест "Незнакомая ситуация", разработанный Эйнсворт, продемонстрировал, что маленькие дети воспринимают своего основного опекуна как безопасную и надёжную базу, из которой они могут отправиться во внешний мир и свободно исследовать его. Дети с безопасной привязанностью расстраиваются после ухода опекуна, однако присутствие опекуна в стрессовой ситуации может успокоить и приободрить такого ребенка. Дети с небезопасной привязанностью не получают особого успокоения и ободрения со стороны родителей – у них нет этой безопасной базы и надежного тыла, который имеется у детей с безопасной привязанностью. В своих исследованиях Эйнсворт поставила под сомнение традиционные взгляды на узы, связывающие мать и ребенка, и в ходе этих исследований выяснилось, что младенцы, которых не приучают к определенному режиму, а кормят по требованию и успокаивают каждый раз, когда они кричат и плачут, как правило, формируют здоровую привязанность к своей матери.

Результаты дальнейших исследований указали на тесную связь между стилем привязанности, сформировавшимся в раннем детстве, и вероятностью появления проблем и трудностей на уровне психического здоровья в будущем. Люди обычно склонны к формированию таких же стилей привязанности, которые были характерны для их собственного детства – как правило, они реализуют такие же модели в своих взрослых отношениях (как в романтических связях, так и в отношениях с друзьями). То есть небезопасная привязанность потенциально может передаваться от поколения к поколению, и, если в детстве мать сформировала небезопасную привязанность по отношению к родителям, скорее всего, её стиль привязанности к собственному ребёнку будет таким же – и этот цикл может повториться заново.

КРИТИКА И ПРОТИВОРЕЧИЯ

Тест "Незнакомая ситуация", разработанный Эйнсворт, подразумевает участие ребёнка и его матери – то есть здесь не рассматриваются стили привязанности между отцом и ребёнком. Некоторые эксперты также указывают на то, что выводы, сделанные Эйнсворт, могут быть не применимыми к представителям всех культур без исключения: например, в небольшой племенной культуре или в семье, в которой ребенка часто оставляют под присмотром разных людей, либо в сообществе, в котором ребенок постоянно видит новых людей, появление незнакомца может и не быть чем-то необычным, и кратковременная разлука с матерью не оказывает столь сильного влияния на ребенка. Также некоторые эксперты сомневаются, может ли один непродолжительный эпизод в принципе использоваться для оценки явления, существующего в рамках непрерывного континуума – к примеру, у ребёнка или у матери может быть плохой день, и снижение настроения вполне может повлиять на их привычную модель взаимодействия.

Позвоните нам!
Ваш заказ готов к оформлению
Личный кабинет
Вам будет доступна история заказов, управление рассылками, свои цены и скидки для постоянных клиентов и прочее.
Ваш логин
Ваш пароль