Лев Выготский (1896-1934) психолог

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Лев Выготский родился 17 ноября 1896 года в семье ценителей литературы и искусства на территории, которая в данный момент принадлежит Беларуси. Своё детство он провёл в Гомеле. В 1913 году Выготский начал учиться в Московском университете – хотя возможные варианты выбора были серьёзно ограничены из-за того, что он был евреем. Выготский решил изучать закон, и он окончил университет в 1917 году.

Вернувшись в Гомель, Выготский преподавал логику и психологию в местном колледже. В 1924 году он произвёл фурор на Втором всесоюзном конгрессе по психоневрологии, ошеломив всех присутствующих своей речью, и впоследствии ему предложили присоединиться к Московскому институту экспериментальной психологии. В этом институте Выготский работал преподавателем и исследователем на протяжении девяти лет. Выготский стал настоящим инноватором, который внёс значительный вклад в развитие детской психологии. На протяжении своей недолгой карьеры Выготский концентрировался на детской психологии, образовательной философии и психологии развития.

ВКЛАД В ПСИХОЛОГИЮ

Согласно теории Выготского, модели поведения и привычки формируются и закрепляются в сознании ребёнка через собственные переживания и опыт межличностного общения, и культура оказывает существенное влияние на этот процесс – Выготский назвал этот феномен "культурным размышлением (или осмыслением)". Он утверждал, что мышление более высокого порядка является результатом социокультурных взаимодействий, и он назвал передачу культурных знаний и озарений «интернализацией». Например, ребёнок интернализирует культурную норму, согласно которой использование туалета считается приватным, личным занятием.

Зона ближайшего развития (ЗБР) Выготского до сих пор остаётся популярной теорией в области психологии развития – эта концепция прекрасно иллюстрирует процесс обучения ребёнка. Эта зона представляет собой промежуток времени, который требуется ребёнку для перехода с ранних этапов изучения новой задачи в ту точку, на которой он может решить эту задачу самостоятельно. Выготский утверждал, что дети учатся справляться с более сложными заданиями под руководством кого-то более знающего и опытного и с его помощью. Выготский называл эту форму социальной поддержки "методом строительных лесов/подмостков": при этом взрослый помогает ребёнку сделать что-то, не делая это что-то за него. На практике "метод строительных лесов/подмостков" необходимо постоянно настраивать и адаптировать так, чтобы он соответствовал новым умениям и способностям, появляющимся у ребёнка. К примеру, зона ближайшего развития в плане изучения алфавита для ребёнка в возрасте 4 лет включает знание алфавитной песенки и её самостоятельное исполнение, тогда как для достижения цели "указать на определённую букву и назвать её" может потребоваться "метод строительных лесов/подмостков". Пока ребёнок учится распознавать буквы, его родители или учителя могут поддерживать его, пока он пытается читать или писать, используя практические техники из этой методики. Многие современные книги об исполнении родительских обязанностей всячески рекомендуют активно применять этот метод в ходе обучения ребёнка.

Выготский выявил связь между языком и мыслительными процессами, и он считал, что внутренняя речь, звучащая в сознании того или иного индивидуума, становится результатом воздействия внешнего языка. Однако он делал особый акцент на том, что внутренняя речь имеет несколько другой характер, и ее содержание во многом отличается от внешней речи. Для ребёнка внутренняя речь служит способом контроля и направления собственных действий, тогда как внешняя речь играет важную роль в социальном и эмоциональном развитии.

Выготский также проводил тщательные и всесторонние исследования игры. Он обнаружил, что игра является ключевым фактором успешного обучения, и дети часто осваивают различные понятия и концепции в процессе игры, подразумевающей притворство. Игра может иметь символическое значение – например, когда ребёнок заявляет взрослому: "Эта палка – на самом деле змея!". Он утверждал, что культурные нормы, правила поведения и социальные навыки, и умения часто усваиваются через игру. Следовательно, игра является очень важной активностью, которая учит детей контролировать и трансформировать собственное поведение.
Позвоните нам!
Ваш заказ готов к оформлению
Личный кабинет
Вам будет доступна история заказов, управление рассылками, свои цены и скидки для постоянных клиентов и прочее.
Ваш логин
Ваш пароль