ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Курт Левин родился 9 сентября 1890 года в Польше. В 1909 году он начал изучать медицину во Фрайбургском университете, и на следующий год он переключился на естественные науки и поступил в Университет Берлина. Там он получил степень доктора философии в 1916 году.В годы Первой мировой войны Левин служил в немецкой армии. Начиная с 1921 года, он работал под началом Карла Стампфа в Психологическом институте университета Берлина. Левин также работал с Вольфгангом Кёлером, Максом Вертгеймером и другими представителями школы гештальт-психологии.
В 1932 году, когда Гитлер пришёл к власти, Левин был приглашённым лектором в Стэнфорде. Он проявил дальновидность и перевёз свою семью в Соединённые Штаты, и он на два года обосновался в Корнелльском университете. Затем он сотрудничал с Университетом штата Айова – он работал на Станции исследований в области охраны детства в Айове вплоть до 1944 года. Левин работал в Массачусетском технологическом институте (МТИ), в котором он основал Центр исследований групповой динамики. Пока он работал в этом ВУЗе, его попросили помочь в разработке стратегии борьбы с расовыми и религиозными предубеждениями для Межрасовой комиссии штата Коннектикут. Левин провёл эксперимент с "изменением", результаты которого легли в основу современной методики тренировки чувствительности – процедуры, которую Карл Роджерс назвал "самым значимым социальным изобретением этого века". Эта методика стала базовым подходом Национальных тренировочных лабораторий, которые были основаны в 1947 году – и их основание стало прямым следствием эксперимента с "изменением".
Левин также был известным политическим активистом, которые поддерживал социалистическое движение и защищал права женщин. Он умер в 1947 году.
ВКЛАД В ПСИХОЛОГИЮ
Левин изучал человеческие намерения и устремления, и он выдвинул теорию о том, что поведение человека определяется силами, существующими в психологическом поле. В этой системе взглядов позитивные силы помогают человеку или группе людей двигаться вперёд, тогда как негативные силы могут воспрепятствовать прогрессу или затормозить его. Левин также применял эти теоретические выкладки по отношению к поведению группы, и он изобрёл термин "групповая динамика" для обозначения постоянно меняющихся реакций и моделей поведения, которые люди демонстрируют в коллективе. Все эти термины и концепции продолжают использоваться в современной социальной психологии.В МТИ Левин проводил "исследование действия" и изучал его влияние на планирование, осмысление и реализацию определённых поступков. Левин больше всего известен своим вкладом в изучение стилей руководства и управления. Он идентифицировал три типа руководства:
- Авторитарное руководство подразумевает чёткое разделение труда, но при этом руководитель не вовлекается в рабочий процесс. Задача лидера – оценивать действия подчинённых и предвидеть потенциальный исход.
- Демократическое руководство подразумевает сотрудничество с персоналом в процессе принятия определённых решений. Все участники рабочего процесса могут внести свой вклад в обсуждение, и лидер предлагает советы и рекомендации, основанные на его личном опыте. Любые выводы и оценки являются объективными и основываются на фактах – и все это позволяет создать атмосферу взаимного уважения.
- Либеральное руководство не подразумевает чёткой и однозначной роли лидера, и руководитель даёт советы или вносит определённый вклад в совместную работу лишь тогда, когда его просят об этом. Этому виду рабочей атмосферы недостаёт чёткой структуры, и он не предполагает постоянной оценки или получения отклика от лидера.