РАЗВИТИЕ КОНКРЕТНОГО МЫШЛЕНИЯ
Конкретное мышление – это самая первая форма мышления, развивающаяся у детей. В первые годы жизни ребёнок мыслит буквально и конкретно – и эту конкретность даже можно назвать экстремальной. Большинство исследований указывают на то, что очень маленькие дети не способны воспринять объект как реально существующий в том случае, если он не присутствует на физическом уровне в моменте здесь и сейчас. По мере дальнейшего развития у детей постепенно формируется понимание постоянства объекта – то есть способность думать о вещах, которых нет рядом с ними в данный момент. Однако на этом этапе им все ещё весьма непросто мыслить в терминах абстрактного мышления. Развитие абстрактного мышления происходит постепенно и последовательно, шаг за шагом: сначала ребёнок начинает понимать эмоции, и только потом у него появляется способность воспринимать более неоднозначные абстрактные идеи и принципы (такие, как метафоры, философские концепции или, к примеру, теоретическая математика). Результаты недавно проведённых исследований говорят о том, что большинство животных мыслят в буквальных и конкретных терминах, однако приматы с высоким уровнем интеллекта способны освоить абстрактные понятия, осознать постоянство объекта и даже в какой-то степени развить теорию сознания.
КОНКРЕТНОЕ МЫШЛЕНИЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
Абстрактное мышление является критически важным и даже обязательным для нормального развития, и наличие одного лишь конкретного мышления может серьезно ограничить способности человека к обучению, проявлению эмпатии и налаживанию связей с другими людьми. Ключевым аспектом формирования и развития жизнеспособных социальных навыков и умений считается развитие теории сознания (или способности встать на место другого человека и догадаться о том, что он думает, осознавая, каково это – быть им).
Неспособность мыслить абстрактно может быть симптомов различных видов задержки в развитии. Детям с состояниями аутистического спектра зачастую весьма непросто мыслить абстрактно, и у них могут быть проблемы с проявлением эмпатии и пониманием эмоций других людей. Травмы головы и повреждения мозга тоже могут нарушить способность человека улавливать и понимать абстрактные мысли.