Гордон Олпорт (1897-1967) психолог

РАННИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ

Гордон Олпорт родился в 1897 году в Индиане, и он был одним из четырёх детей в семье. Его семья переехала в Кливленд, штат Огайо, когда Олпорту было шесть лет, и он рос в том же доме, в котором находилась медицинская практика его отца. Условия в больнице Кливленда никак нельзя было назвать адекватными, и поэтому отец Олпорта организовал свою практику на дому – причём другие врачи, медсестры и даже пациенты нередко жили вместе с его семьей. В таких условиях Олпорт и его братья и сестры прониклись медициной с ранних лет, и они часто помогали отцу, исполняя роли клинических ассистентов. Позже Олпорт признал, что этот опыт стал неотъемлемой частью его образования в ранние годы жизни.

Мать Олпорта была педагогом, и она убедила всех своих детей в важности образования и привила им правила рабочей этики. Олпорт был застенчивым ребенком, и над ним часто смеялись из-за физического дефекта – он родился с восемью пальцами на ногах. В старших классах средней школы Олпорт основал типографский бизнес, и он также занимал должность редактора школьной газеты. После окончания Средней школы Гленвилла он пошёл по стопам своего старшего брата, заработав полную стипендию для обучения в Гарварде благодаря выдающимся академическим успехам. Однако чуть позже Олпорт сошел с этого пути, подразумевающего изучение психологии, и в итоге он получил степень бакалавра по экономике и философии. Во время учёбы в Гарварде Олпорт реализовывал свои социальные интересы, занимаясь волонтёрством в самых разных сферах, включая надзор за условно осуждёнными, поддержку иностранных студентов, помощь ветеранам войны и участие в работе Бостонского клуба для мальчиков. Во время учебы в Гарварде Олпорт со временем вернулся к изучению психологии, и он продолжил свой путь в этом направлении, поставив себе задачу получить степень доктора философии в этой области.

После окончания колледжа он провел некоторое время в Европе, и в Вене он случайно познакомился с Зигмундом Фрейдом. В своей автобиографической книге "Модель и рост личности" Олпорт рассказывает историю их знакомства. В ходе разговора он рассказал Фрейду о мальчике, которого он однажды встретил в поезде. Ему показалось, что этот мальчик боится грязи, несмотря на то, что его мать всячески старалась его успокоить и приободрить. Олпорт предположил, что этот мальчик, возможно, перенял эту фобию у матери, которая со стороны показалась ему дамой, склонной к доминированию. Согласно Олпорту, Фрейд отреагировал на эту историю вопросом: "Это вы были тем маленьким мальчиком?". Олпорту показалось, что в тот момент Фрейд проявил крайнее пренебрежение к его текущим мыслям и мотивациям, и эта история подтолкнула его к мысли о том, что склонность к изучению подсознательных мотивов людей и их прошлого, характерная для психодинамической психологии, может привести к тому, что терапевт упустит проблемы, присутствующие в настоящем.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Олпорт начал преподавать психологию в Гарварде. Он учил студентов по своей книге "Личность: психологические и социальные аспекты" – в ней были представлены выводы, которые он сделал в ходе изучения собственного брата. Олпорт также некоторое время преподавал в Колледже Дартмут, хотя он вскоре вернулся в Гарвард, где он и работал до своей смерти в 1967 году. Во время работы в Гарварде Олпорт заседал во многих комитетах и организовывал новаторские курсы. Он занимал должности редактора, преподавателя и научного сотрудника, и в 1939 году он был избран президентом Американской психологической ассоциации.

В следующие несколько лет Олпорт принимал активное участие в работе нескольких обществ, и он также опубликовал несколько книг. В 1955 году вышла его пятая публикация под названием "Становление: размышления на тему психологии личности". Эта книга стала одной из самых известных его работ. Олпорт завоевал несколько наград и получил другие почести, включая Золотую медаль Американского психологического общества и Награду за значительный вклад в науку от Американской психологической ассоциации.

ВКЛАД В ПСИХОЛОГИЮ

В отличие от многих других психологов своего времени, Олпорт делал особый акцент на осознанных мыслях и мотивациях, и это только усилило его интерес к процессу развития личности. Несмотря на то, что Олпорт считается влиятельной фигурой, и он внёс вклад во многие области психологии, он больше всего известен как автор "теории черт". Олпорт считал, что каждый человек обладает сотнями различных черт характера, которые существуют на одном из трех уровней. Это может быть…
  • Кардинальная черта: это доминирующие характеристики данного конкретного индивидуума, которые придают определённую форму его идентичности, его эмоциям и его моделям поведения.
  • Центральная черта: на этом уровне существуют ключевые особенности характера того или иного человека. Несмотря на то, что они не определяют общий склад его личности, в большинстве случаев они являются неотъемлемыми и врождёнными, и эти черты закладывают фундамент для его действий и личностных проявлений.
  • Вторичная черта: это приватные, частные черты характера, которые часто раскрываются только в определённых условиях или при наличии определённого уровня уверенности.
Олпорт также ввёл понятия "генотип" и "фенотип", которыми он обозначил внешние и внутренние условия, мотивирующие человека на реализацию определённой модели поведения. Он продолжал развивать и совершенствовать психологию личности, одновременно изучая природу человеческой воли, мотивации, целеустремленности и решимости. Он пытался провести чёткую границу между такими понятиями, как "побуждение" и "мотив", изучая условия, влияющие на проявление каждого из этих феноменов и поддерживающие их существование. Он считал, что побуждение больше похоже на подсознательное или неосознанное поведение. Например, женщина может испытывать сильнейшее побуждение завести друзей из-за того, что в раннем детстве она чувствовала себя брошенной и отвергнутой, или она страдала от ощущения собственной неадекватности – именно это могло изначально подтолкнуть ее к поиску дружеских отношений. Однако любое подобное побуждение может породить независимый и самостоятельный мотив для сохранения этих дружеских отношений – впоследствии эта женщина поддерживает и подпитывает дружбу, потому что она искренне заботится о своих друзьях, или потому что ей действительно нравится проводить с ними время и участвовать в разных совместных активностях. Олпорт категорично утверждал, что человек представляет собой независимое и автономное существо с полной свободой воли – то есть он не находится во власти своего прошлого, и также нельзя говорить о том, что им управляют исключительно инстинкты и побуждения. Олпорт делал особый акцент на первенстве и главенстве обучения, и утверждал, что текущие мысли и модели поведения представляют собой не продукт какой-то фазы раннего развития, а результат всей истории жизни этого человека в общем и целом, включая настоящий момент.

Позвоните нам!
Ваш заказ готов к оформлению
Личный кабинет
Вам будет доступна история заказов, управление рассылками, свои цены и скидки для постоянных клиентов и прочее.
Ваш логин
Ваш пароль