ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК?
Эффект Зейгарник был назван в честь Блюмы Вульфовны Зейгарник – русского психиатра и психолога. Она открыла его случайно в 1920-тых годах. Однажды во время ужина в ресторане она обратила внимание на то, что официанты с лёгкостью отслеживали сложные многосоставные заказы и неоплаченные блюда, но после выполнения заказа и его оплаты они не могли вспомнить детали заказа. Заинтригованная, она решила изучить этот феномен в своей лаборатории.В одном из экспериментов Зейгарник принимало участие 138 детей, которых она попросила выполнить серию простых заданий, включающих головоломки и арифметические задачи. Она позволила детям завершить выполнение половины заданий и прервала их в процессе выполнения второй половины. Час спустя Зейгарник начала задавать детям вопросы, и она обнаружила, что 110 детей с большей лёгкостью вспомнили те задания, на которых их прервали, а не завершённые задания. Она провела похожий эксперимент со взрослыми участниками и выяснила, что лёгкость возрождения в памяти незавершённых задач на целых 90 % превышает лёгкость вспоминания завершённых.
Впоследствии эффект Зейгарник изучался многими другими исследователями. Некоторые из них получили те же самые результаты, но так было не во всех случаях. Для объяснения этого эффекта было предложено несколько моделей, и в некоторых теориях говорилось о когнитивном напряжении, которое формируется при наличии незавершённого задания и заставляет человека постоянно держать эту задачу в голове – так, чтобы он мог чуть позже завершить её и наконец-то избавиться от этого внутреннего напряжения.
Результаты проведённых исследований указывают на то, что некоторые факторы могут повлиять на интенсивность проявления эффекта Зейгарник – к ним относится мотивация, ожидание награды, момент прерывания выполнения задачи и принципиальная возможность её выполнения.
СПОСОБЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЭФФЕКТА ЗЕЙГАРНИК
Эффект Зейгарник применяется во многих аспектах современной культуры. Некоторые детали могут различаться в зависимости от сферы его применения, но в его основе всегда лежат одни и те же принципы.И вот что нужно сделать для использования эффекта Зейгарник:
- Привлечь внимание к событию или задаче, вызывающей интерес
- Позволить людям каким-то образом принять участие в работе
- Преждевременно прервать работу или событие для того, чтобы создать когнитивное напряжение
- Предложить участникам вернуться к этому делу и найти решение
- Создание эффектных заголовок – своеобразных "наживок" (или "тизеров") – в СМИ и информационном пространстве
- Создание заманчивых и привлекающих внимание анонсов и трейлеров в киноиндустрии
- Мастерское использование кульминаций и "затравок" в процессе создания телешоу и сериалов
- Создание множественных или взаимосвязанных квестов в игровой индустрии
- Создание "завлекающих" ("кликбейтных") рекламных объявлений для повышения продаж в режиме онлайн
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТА ЗЕЙГАРНИК ДЛЯ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ
Наличие незавершённого или прерванного задания часто приводит к появлению интрузивных, навязчивых мыслей, однако из этого можно извлечь массу полезных преимуществ – в том случае, если человек сможет найти подходящий канал для эффективного выражения этих мыслей и внутреннего побуждения поскорее доделать работу и завершить задачу.Людям, склонным к прокрастинации, важно своевременно начинать выполнение работы или просто приступать к ней с любого места, с которого они могут начать. Когнитивное напряжение, ассоциирующееся с эффектом Зейгарник, будет подталкивать их к действию и создавать тягу к работе до тех пор, пока она не будет завершена.
Если человек работает быстро и стремительно, но при этом имеет некоторые проблемы с мультизадачностью, этот эффект можно использовать для повышения продуктивности. Полное и всестороннее понимание когнитивных вторжений, ассоциирующихся с незавершенными задачами, поможет такому человеку осознать то, что на самом деле каждая новая задача подразумевает прерывание того, что делалось ранее. И это мотивирует работника на установление разумных границ в плане масштабов мультизадачности и количества текущих заданий – в результате уровень рабочего мастерства вырастет, а степень когнитивной перегрузки, расстройства и фрустрации снизится.
Учащиеся и студенты могут использовать эффект Зейгарник в учёбе. Структурированное расписание, в котором учебные занятия перемежаются перерывами на активности, не связанные с учебой, позволит уменьшить количество интрузивных и навязчивых мыслей о пройденных темах, и такой режим работы также может активизировать и улучшить мыслительные навыки студентов, позволяя им с большей легкостью консолидировать знания. Длительные занятия учёбой без перерывов оказываются куда менее эффективными в плане последующего вспоминания информации.
ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
Эффект Зейгарник может сыграть важную роль в сохранении психического здоровья. Незавершенные задачи (особенно те из них, которые могут повлечь за собой негативные последствия) часто приводят к появлению интрузивных, навязчивых мыслей, причиняющих человеку стресс. Эти мысли могут негативно повлиять на качество сна и сократить его продолжительность. Они также могут вызвать беспокойство и тревожность. И их постоянное проявление постепенно истощает психические и эмоциональные ресурсы человека – в итоге все это может привести к реализации неадекватных и неадаптивных моделей поведения.Эффект Зейгарник, напротив, может улучшить психическое состояние и самочувствие, мотивируя человека завершать задачи и доводить дела до конца – и в процессе он может сформировать более полезные привычки и найти решение имеющихся проблем. Успешное завершение предписанных заданий дарует человеку приятное осознание собственных достижений, которое повышает самооценку и уровень уверенности в себе. Формирование продуктивных привычек, связанных с работой и учебой, также может поспособствовать личностному росту и достижению персональной зрелости. К тому же в процессе человек может найти способ завершения событий, причиняющих стресс, и закрытия подобных вопросов. Все это может оказаться очень полезным и благотворным в долгосрочной перспективе, улучшая психическое состояние человека и позволяя ему насладиться психологическим благополучием.