Дональд Винникотт (1896-1971) психоаналитик

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Дональд Вудс Винникотт родился 7 апреля 1896 года в Плимуте, Англия, в семье преуспевающего и зажиточного торговца. Его мать страдала от депрессии, и в юные годы Винникотт был свидетелем всех этих проявлений. Он был младшим ребёнком в семье, и все своё детство он пытался хоть как-то облегчить атмосферу тьмы и душевных страданий, царившую в доме. Этот детский опыт столкновения с психическими проблемами в итоге привёл Винникотта к желанию помогать другим людям, страдающим от подобных расстройств.

В 1914 году Винникотт начал изучать медицину в Колледже Иисуса в Кембридже, и в 1917 году он поступил на службу в Королевский флот. Он получил медицинскую степень в Медицинском колледже при больнице Святого Варфоломея под патронажем Лондонского университета. В 1923 году Винникотт занял должность педиатра в Детской больнице Паддингтон Грин, в которой он и работал вплоть до 1962 года.

Винникотт заинтересовался психоанализом, и он учился у Мелани Кляйн – влиятельной фигуры в этой области, которая также известна тем, что она отказалась от многих теорий Фрейда, касающихся развития ребенка. В 1935 году Винникотт начал работать детским психоаналитиком, а в 1936 году он стал полноправным членом Британского психоаналитического общества. Со временем Винникотт отошел от работ Кляйн. Он сформулировал и развил собственные теории, касающиеся детского развития.

Первый брак Винникотта с Элис Тейлор в 1951 году завершился разводом, и впоследствии он снова женился. Его избранницей стала Клэр Бриттон – социальный работник, с которой он тесно сотрудничал с 1941 года. Пара продолжила работать вместе после заключения брака, и Клэр опубликовала большую часть работ Винникотта после его смерти в 1971 году.

ВКЛАД В ПСИХОЛОГИЮ

Винникотт сформулировал несколько теорий и концепций, задавших новое направление развитию психоаналитической практики. Винникотт и его жена ввели термин "удержание", которым они обозначили создание атмосферы поддержки для клиента. Этот процесс в чем-то похож на воспитание, уход и заботу, проявляемую матерью по отношению к своему ребёнку. Такой подход позволяет создать безопасную атмосферу, исполненную доверия. Винникотт верил в то, что "среда, создающая условия для удержания" является критически важным элементом терапии, и терапевт может создать её, полностью вовлекаясь в переживания клиента. Винникотт также считал, что антисоциальные модели поведения развиваются и закрепляются из-за отсутствия подобной атмосферы в детстве, и они являются следствием недостатка ощущения безопасности в ранние годы жизни.

Винникотт также ввёл термин "переходный объект". К переходным объектам относятся такие предметы, как особенное одеяло, дарующее ощущение безопасности, любимая игрушка, кукла или какие-то другие предметы, вызывающие сентиментальные чувства. Переходный объект помогает ребёнку обрести ощущение безопасности и надежности в процессе обретения самостоятельности и независимости. Как правило, переходные объекты появляются в раннем детстве, пока ребёнок проходит процесс индивидуации и учится отделять собственную личность от других людей. Однако такие предметы также могут появиться у детей более старшего возраста и даже у взрослых, переживающих непростой переходный период в жизни.

Концепция истинной и ложной самости, разработанная Винникоттом, основана на его видении игры. Он считал, что у каждого человека есть ложная самость, которая представляет собой учтивую и упорядоченную личину – другими словами, внешний слой личности, который помогает человеку вписаться в общество и эффективно взаимодействовать с ним. И у человека есть также истинная самость – или истинная сущность, и именно она отвечает за креативность и проявление творческого потенциала. Человек может развить и проявить свою истинную самость с помощью игры. Винникотт считал, что игра представляет собой очень важный инструмент, который помогает клиентам раскрыть и осознать свою истинную эмоциональную сущность. Он поощрял игру, дающую выход творческому началу человека, - такой отдушиной может стать искусство, спорт или иная двигательная активность (например, танец). Винникотт считал, что терапевт может помочь клиенту получить доступ к своему внутреннему ребёнку, и раскрытие этой свободной и ничем не ограниченной части личности позволит клиенту вновь открыть для себя саму жизнь, в полной мере переживая своё существование в этом мире.

Позвоните нам!
Ваш заказ готов к оформлению
Личный кабинет
Вам будет доступна история заказов, управление рассылками, свои цены и скидки для постоянных клиентов и прочее.
Ваш логин
Ваш пароль