Все эти серьезные проблемы со здоровьем, дополненные постоянным соперничеством со старшим братом, привели к тому, что на протяжении всего детства Адлер страдал от ощущения собственной неполноценности. И он верил в то, что все эти переживания из ранних лет жизни стали основным фактором, который поспособствовал его превращению в хорошего врача-терапевта. Адлер поступил в Медицинский колледж Венского университета, который он закончил с научной степенью в 1895 году, и он начал свое вторжение с медицину с офтальмологии.

В 1932 году после подъема Гитлера Адлер с женой бежали из Австрии и переехали в Нью-Йорк, где они и жили до самой его смерти в 1937 году. Влияние Адлера все еще остается явным и очевидным во многих разделах психологии, которые до сих пор используют его теории. Адлерианская психология основывается на представлении о том, что каждый человек обладает достаточной силой и властью для того, чтобы повлиять на свое психическое состояние, улучшить свое самочувствие и повысить уровень общего благополучия – независимо от своего детского опыта и переживаний из ранних лет жизни.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Вместе с Зигмундом Фрейдом и Карлом Юнгом Адлер популяризировал так называемую «глубинную психологию», которая концентрировалась на важности подсознательных процессов. Он повсеместно считался одной из самых важных фигур в области психологии.

Сотрудничество Адлера с выдающимся психиатром Зигмундом Фрейдом началось в 1902 году, когда Фрейд пригласил его присоединиться к группе единомышленников, которая чуть позже превратилась в Венское психоаналитическое сообщество. Несмотря на то, что Адлера часто называют учеником и последователем Фрейда, на самом деле он был достаточно независимым его союзником, имеющим собственное мнение. В некоторых аспектах он соглашался с Фрейдом, но в некоторых других вопросах он не поддерживал «отца психоанализа». Несмотря на то, что Адлер имел определенный вес в этом сообществе и оказывал на него значительное влияние, его взгляды на социологию и психологию радикально отличались от взглядов Фрейда, и к 1911 году таких несоответствий стало слишком много. Между ними возникли непримиримые противоречия на уровне взглядов и терапевтических подходов. Фрейд критиковал Адлера из-за его концентрации на осознанных процессах, тогда как Адлер осуждал Фрейда за его чрезмерное внимание к сексуальности. Вскоре под давлением самых лояльных последователей Фрейда Адлер был вынужден уйти в отставку с должности президента Венского психоаналитического сообщества и прекратить свою деятельность в качестве редактора официального журнала сообщества.

Адлер разработал свой собственный терапевтический подход, и в 1912 году основал свою Школу индивидуальной психологии. Его методика основывалась на убежденности в том, что отношение человека к обществу является неотъемлемой частью его идентичности. Фундаментальные положения теории Адлера строились вокруг естественного стремления каждого человека к превосходству. Адлер верил в то, что каждый человек приходит в этот мир с комплексом неполноценности, и он пытается преодолеть его на протяжении всей своей жизни – вот в чем выражается «стремление к превосходству». Школа Адлера концентрировалась на исследовании этой мотивирующей силы и ее влияния на формирование моделей человеческого поведения.

Несмотря на то, что формирование и развитие индивидуальной психологии было в каком-то смысле нарушено службой Адлера в вооруженных силах во время Первой мировой войны, его работа завоевала всемирное признание в течение его жизни. На сегодняшний день его теории и методики широко применяются в образовании, родительстве и воспитании, психотерапии и консультировании.

ВКЛАД В ПСИХОЛОГИЮ

Адлерианская психология (в современном ее варианте) продолжает исследовать гиперкомпенсацию, в основе которой лежит комплекс неполноценности. И вот в чем заключается центральная исходная предпосылка адлерианской психологии: подсознание стремится превратить чувства, связанные с неполноценностью, в ощущение превосходства, и оно прилагает для этого все возможные усилия. Согласно теории Адлера, модели поведения и мышления, а также определенные стратегии переработки информации закрепляются в сознании ребенка к пяти годам, и отношения, присутствующие в жизни ребенка в первые годы, а также влияние общества и факторы, исходящие из окружающей среды, напрямую влияют на развитие всех этих черт и характеристик. Также он исследовал роль очередности рождения в развитии психики.

Адлер был одним из первых психиатров, которые включили психическое здоровье в реалии образовательного процесса. Он продвигал и пропагандировал стратегии снижения рисков развития психических заболеваний, а также неуместных и вредоносных моделей поведения. В этом отношении он внес значительный вклад в социальную работу.

Адлер работал в школах и других учебных заведениях, обучая специалистов практическим способам консультирования и лечения учащихся и студентов. В то время Адлер проводил частные сеансы терапии и обучал небольшие группы специалистов, желающих работать с детьми, родителями и учителями. Один из этих сеансов, проведенных без предварительной подготовки и представляющий собой чистую импровизацию, был записан и стал одной из самых первых записей сеанса семейной терапии или групповой работы с клиентами. Адлер продолжал менять лицо психологии, предлагая инновационные терапевтические методики для работы со многими группами населения, которые раньше обходили вниманием, - таким образом предоставляя доступ к терапии слоям и классам, не получавшим достаточной заботы в этом отношении. Его методики стали неотъемлемой частью криминалистической психологии, социальной работы, образования и развивающих программ для детей.

В своих методиках Адлер сочетал принципы психодинамики и телеологии. Телеология – это изучение причин и доводов, лежащих в основе определенных моделей и влияющих на выбор стратегий достижения поставленных целей или действий, соответствующих изначальным причинам. При этом он делал особый акцент на том, что все психологические процессы и механизмы регулируются и направляются неизвестной силой, ориентированной на достижение определенной цели.

Адлер разработал теорию личности, но он не верил в существование четко разграниченных типов личности. Он утверждал, что его теория носит скорее умозрительный характер и не претендует на научную специфичность. 

И вот какие типы личности он выделял в рамках этой теории:

  • Берущий тип – такой человек охотно берет что-то у других, не давая им ничего в ответ, и при этом чувствует себя счастливым. Для этого типа личности характерен низкий уровень активности.
  • Избегающий тип - такие люди с презрением относится к неудачам и поражениям, и они часто колеблются при необходимости идти на риски. Как правило, у людей такого типа не так уж и много социальных связей, и они не склонны поддерживать отношения с множеством разных людей.
  • Управляющий (или доминирующий) тип – такие люди постоянно стремятся к власти, у них проявляется сильнейшее желание и готовность манипулировать другими людьми, и они готовы на все, лишь бы получить эту власть. Люди такого типа склонны вовлекаться в антисоциальное поведение.
  • Социально-полезный тип – такие люди обычно являются общительными и дружелюбными, социальными и коммуникабельными. Люди такого типа, как правило, стремятся улучшить окружающий мир.

У представителей первых трех типов чаще появляются проблемы на уровне психического здоровья. Можно сказать, что центральной целью адлерианской психологии является превращение первых трех типов личности в социально-полезный тип. Адлер оказал сильнейшее влияние на психологов, вышедших на сцену чуть позже - таких, как Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Эрих Фромм и Альберт Эллис. 

Позвоните нам!
Ваш заказ готов к оформлению
Личный кабинет
Вам будет доступна история заказов, управление рассылками, свои цены и скидки для постоянных клиентов и прочее.
Ваш логин
Ваш пароль
+7 (903) 723-21-30
Работаем для вас с 10:00 до 20:00