Активное слушание

Терапевты и другие специалисты в области психического здоровья регулярно практикуют активное слушание в ходе работы с клиентами, однако умение активно слушать не является элементом, характерным исключительно для терапии. Медицинские специалисты, бизнесмены и другие люди, которые часто взаимодействуют с широкой общественностью, много общаются с людьми или постоянно выступают на публике, могут использовать активное слушание как средство усиления и укрепления взаимопонимания. Этот навык позволит им вывести коммуникацию на новый уровень и повысить качество услуг, оказываемых клиентам. Многие консультанты по вопросам отношений рекомендуют парам освоить искусство активного слушания, и они даже посвящают несколько сеансов терапии практической отработке соответствующих навыков и умений. Активное слушание также является очень важным для родителей, и развитие соответствующих навыков и умений окажется очень полезным в плане налаживания отношений с детьми.

КОМПОНЕНТЫ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ

Процесс активного слушания состоит из трёх основных компонентов: 

  • Понимание (осмысление) – на этой стадии слушатель выслушивает собеседника, не отвлекаясь на что-то другое и не думая о чем-то другом, и анализирует сказанное.
  • Сохранение (удержание) – на этой стадии слушатель запоминает сказанное собеседником и фиксирует полученное сообщение в своей памяти; некоторые индивидуумы делают заметки или используют какие-то специальные трюки для запоминания информации, которые помогают им закрепить сказанное в сознании.
  • Выдача реакции – на этой стадии слушатель выдаёт обратную связь, которая может выражаться в виде как вербального, так и невербального отклика, подразумевающего, что слушатель не только слышит, но и понимает сказанное.

ПРИМЕРЫ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ

Применение навыков активного слушания создаёт у собеседника ощущение того, что его действительно услышали и поняли, и для создания этого ощущения слушатель может использовать несколько разных техник. 

Невербальные намёки, создающие такое впечатление, включают:

  • Кивание головой 
  • Улыбку 
  • Уместный зрительный контакт, поддерживаемый в подходящей степени  
  • Наклон вперёд по направлению к говорящему

Вербальные намёки, используемые в ходе активного слушания, могут включать такие фразы и выражения, как:

  • «Угу», «Мммм» 
  • «Да-да», «Понимаю» 
  • «Как странно» 
  • «Расскажите поподробнее» 
  • Любые другие фразы, поощряющие говорящего продолжать и развивать свою мысль

Терапевты, реализующие умение активно слушать, часто отзеркаливают определённую последовательность слов, используемую клиентом, или проявляемые им эмоции. Например, терапевт может сказать: «Если я правильно вас понимаю, смерть матери вызывает у вас не только печаль, но и гнев – это так?». 


Позвоните нам!
Ваш заказ готов к оформлению
Личный кабинет
Вам будет доступна история заказов, управление рассылками, свои цены и скидки для постоянных клиентов и прочее.
Ваш логин
Ваш пароль