Терапевты и другие специалисты в области психического здоровья регулярно практикуют активное слушание в ходе работы с клиентами, однако умение активно слушать не является элементом, характерным исключительно для терапии. Медицинские специалисты, бизнесмены и другие люди, которые часто взаимодействуют с широкой общественностью, много общаются с людьми или постоянно выступают на публике, могут использовать активное слушание как средство усиления и укрепления взаимопонимания. Этот навык позволит им вывести коммуникацию на новый уровень и повысить качество услуг, оказываемых клиентам. Многие консультанты по вопросам отношений рекомендуют парам освоить искусство активного слушания, и они даже посвящают несколько сеансов терапии практической отработке соответствующих навыков и умений. Активное слушание также является очень важным для родителей, и развитие соответствующих навыков и умений окажется очень полезным в плане налаживания отношений с детьми.
КОМПОНЕНТЫ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ
Процесс активного слушания состоит из трёх основных компонентов:
- Понимание (осмысление) – на этой стадии слушатель выслушивает собеседника, не отвлекаясь на что-то другое и не думая о чем-то другом, и анализирует сказанное.
- Сохранение (удержание) – на этой стадии слушатель запоминает сказанное собеседником и фиксирует полученное сообщение в своей памяти; некоторые индивидуумы делают заметки или используют какие-то специальные трюки для запоминания информации, которые помогают им закрепить сказанное в сознании.
- Выдача реакции – на этой стадии слушатель выдаёт обратную связь, которая может выражаться в виде как вербального, так и невербального отклика, подразумевающего, что слушатель не только слышит, но и понимает сказанное.
ПРИМЕРЫ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ
Применение навыков активного слушания создаёт у собеседника ощущение того, что его действительно услышали и поняли, и для создания этого ощущения слушатель может использовать несколько разных техник.
Невербальные намёки, создающие такое впечатление, включают:
- Кивание головой
- Улыбку
- Уместный зрительный контакт, поддерживаемый в подходящей степени
- Наклон вперёд по направлению к говорящему
Вербальные намёки, используемые в ходе активного слушания, могут включать такие фразы и выражения, как:
- "Угу", "Мммм"
- "Да-да", "Понимаю»
- "Как странно"
- "Расскажите поподробнее"
- Любые другие фразы, поощряющие говорящего продолжать и развивать свою мысль
Терапевты, реализующие умение активно слушать, часто отзеркаливают определённую последовательность слов, используемую клиентом, или проявляемые им эмоции. Например, терапевт может сказать: "Если я правильно вас понимаю, смерть матери вызывает у вас не только печаль, но и гнев – это так?".