Способность абстрактно мыслить проявляется в целом ряде повседневных моделей поведения, включая:
- использование метафор и аналогий;
- понимание взаимоотношений между вербальными и невербальными идеями;
- пространственное мышление с умением манипулировать объектами на ментальном уровне, представляя себе их перемещение или вращение;
- комплексные рассуждения и умозаключения – такие, как критическое мышление и использование научного метода и других подобных подходов в ходе обдумывания текущих проблем.
КАК РАЗВИВАЕТСЯ АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ?
Специалист по психологии развития Жан Пиаже утверждал, что формирование навыков и умений, связанных с абстрактным мышлением, происходит на последней стадии развития ребёнка, которая называется "стадией формальных операций" - в возрасте от 11 до 16 лет. Однако некоторые начальные проявления абстрактного мышления могут наблюдаться в более юном возрасте, и у одаренных детей абстрактное мышление развивается гораздо раньше. Некоторые психологи утверждают, что формирование абстрактного мышления не является естественной стадией развития, заложенной самой природой, и этот вид мышления представляет собой скорее продукт культурного влияния, опыта и обучения.
Сказки и истории для детей часто оперируют на двух уровнях рассуждений: абстрактном и конкретном. Например, на конкретном уровне эта история может рассказывать о принцессе, которая вышла замуж за прекрасного принца, тогда как на абстрактном уровне в этой сказке говорится о важности добродетели, порядочности и трудолюбия. В очень юном возрасте дети обычно не способны на абстрактные рассуждения, но все же они часто усваивают уроки, лежащие под поверхностью, и это указывает на некоторую степень развития навыков и умений, связанных с абстрактным мышлением.
АБСТРАКТНЫЕ РАССУЖДЕНИЯ И ИНТЕЛЛЕКТ
Абстрактные рассуждения являются неотъемлемой частью большинства тестов на уровень интеллектуального развития. Пространственное мышление, способность мысленно перемещать и поворачивать объекты, математические таланты и способности, продвинутые навыки использования языка и умение применять общие понятия по отношению к частным проявлениям - все эти навыки подразумевают развитое абстрактное мышление. Люди с серьезными нарушениями и ограничениями в подобных возможностях могут так никогда и не развить соответствующие умения и навыки, и они могут буквально воспринимать такие абстрактные понятия, как метафоры и аналогии.