Вы узнаете о невероятной силе метафор
Сегодня я расскажу вам о тех удивительных эффектах, которых вы можете достичь с помощью метафорических фигур речи и способов общения. Я научу вас создавать собственные метафоры и приведу примеры гипнотических метафор, которые уже изменили жизнь многих людей.Что такое метафора
Итак, давайте разберёмся, что же такое метафора. По большому счету это история или идея, основанная на модели, которая в ситуации, существующей в жизни клиента. Например, если я скажу: "Эта машина – просто мечта!", я использую метафору, потому что на самом деле машина – это не мечта, но все же собеседник меня поймёт. Наши сновидения и мечты представляют собой метафоры, и мы постоянно используем метафоры в процессе общения, даже не осознавая этого. В ходе терапевтической работы с клиентами мы используем метафоры, потому что на первый взгляд они отличаются от осознанных тревог и забот клиента и позволяют его мыслящему сознанию расслабиться. В то же время подсознание человека идентифицирует определённую модель, лежащую в основе метафоры, проводит параллели, находит соответствие и использует метафору для достижения благотворных изменений. Мы видим сны в виде метафор, то есть метафоры – это тот язык, на котором говорит наше подсознание. Все метафоры являются гипнотическими по своей сути, они находят отклик в нашем подсознании, а все, что находит отклик в вашем подсознании, автоматически даёт гипнотический эффект. Если мы действительно задумаемся обо всём этом, мы поймём, что на самом деле наш язык является метафоричным. Почему? Все слова, обозначающие различные объекты реальности, по своей сути являются метафорами. Например, слово "стул" само по себе не является стулом, это набор звуков, однако ваше сознание научилось воспринимать этот набор звуков как метафору, обозначающую стул, существующий в реальности. Услышанные слова заставляют наш мозг искать соответствие между этим набором звуком и объектами окружающей реальности. Однако, сегодня мы собираемся рассмотреть использование более широких и красочных метафор в целях гипнотического воздействия, а также поговорим о способе создания метафор с помощью использования определённых моделей, лежащих в основе той или иной ситуации, – эти модели заменяют конкретные определения и наименования.Метафора для работы с энурезом
А сейчас я приведу вам пример из собственной практики – при работе с одним из моих клиентов я был вынужден использовать метафоры вместо прямой манеры общения. Однажды мне позвонила женщина и рассказала о том, что её 12-летний сын страдает от ночного недержания мочи. Мальчик нуждался в помощи, но при этом проявлял невероятное сопротивление и отказывался идти ко мне на приём. Мать уже год таскала его по врачам: они обращались к нескольким психологам, они успели побывать у психотерапевта и гипнотерапевта, они посетили самых разных специалистов, они даже обращались к экстрасенсу! Мальчик ужасно устал от всего этого, он был сыт по горло постоянным унижением, которое он испытывал, когда обсуждал свою постыдную проблему с незнакомыми взрослыми людьми, - несмотря на то, что эти взрослые руководствовались самыми лучшими побуждениями. Я был их последней надеждой, и мать мальчика сказала мне, что её сын согласился прийти ко мне на прием только при одном условии: я не должен расспрашивать его о ночном недержании мочи или даже упоминать об этой проблеме. Да, очень интересная задачка! Она стала для меня настоящим вызовом. Мне нужно было избавить клиента от ночного недержания мочи, не обсуждая с ним эту проблему и ни разу не упомянув о ней. Но, конечно же, этот мальчик определенно хотел от неё избавиться. Итак, мне нужно было встретиться с мальчиком и выяснить, чем он интересуется, после чего я смогу создать определённую модель, идущую в параллель с его интересами, которая в итоге позволит нам найти решение проблемы. Другими словами, при работе с этим клиентом я должен использовать метафору. Я очень надеялся на то, что данная методика сделает вмешательство и воздействие неочевидным для клиента, и в итоге он не начнёт проявлять сопротивление. Мать привела своего сына на приём и осталась в кабинете вместе с нами для того, чтобы убедиться в том, что я не расстрою её сына какими-то прямыми упоминаниями о ночном недержании мочи. Мальчик был достаточно дружелюбным, и я попросил его рассказать о себе. Я спросил его, чем он любит заниматься. Он сказал мне, что ему нравится играть в боулинг и он с лёгкостью выбивает страйк. Во время сеанса мы обсудили множество тем, мы говорили о самых разных вещах, и в какой-то момент я вновь вернулся к обсуждению игры в боулинг. Давайте назовём моего клиента Дима. Итак, я сказал ему: "Знаешь ли, Дима, на самом деле наше сознание руководствуется в своей работе очень интересными принципами. Кроме того, оно воздействует на наше тело весьма любопытным образом. Когда-то в прошлом боулинг был новой для тебя игрой, и тебе пришлось учиться играть в эту игру, а сейчас крошечные мускулы твоих пальцев и твоих кистей точно знают, когда именно тебе нужно выпустить шар – причём тебе даже не приходится задумываться об этом! Они не выпускают шар, пока ты бежишь к началу дорожки, они сами способны определить тот момент, когда можно выпустить его. Ты не думаешь об этом, это происходит само по себе - в нужный момент. Когда ты играешь в боулинг, ты можешь полностью довериться своему подсознанию и позволить ему выпустить шар в нужный момент времени – на самом деле это просто замечательно!". Смысл данной метафоры может показаться вам очевидным – вы можете проследить параллель модели выпускания из рук шара для боулинга и выпускания мочи. Также вы можете отметить наличие внушения о том, что этот процесс может происходить сам по себе – в нужный момент времени, - и на самом деле мальчик может довериться своему подсознанию, которое сделает это за него. Однако вам стоит учесть тот факт, что эта тема была всего лишь одной из множества других тем, которые мы обсуждали с мальчиком и его матерью на том сеансе. Когда я говорил с ним о невероятной способности нашего подсознания угадывать тот момент, в который оно может позволить руке мальчика выпустить шар для боулинга, я замедлил темп речи и сделал тон голоса более мягким. В тот момент взгляд мальчика остановился в одной точке: какая-то часть его сознания точно знала, о чём именно я говорю, однако его мыслящее сознание (так же, как его мать) определённо не знало об этом – я в этом уверен. Однако, я чувствовал, что мне необходимо усилить моё метафорическое сообщение. Чуть позже в ходе беседы я спросил Диму, где именно ему нравится играть в боулинг. Он сказал мне, что недавно играл в Испании – в гостях у отца. Он рассказал мне, что он летал туда и обратно на самолете. Я спросил его, понравилось ли ему летать на самолете, и он ответил, что ему очень понравилось. Затем я рассказал ему о своём ночном перелёте из России в Сингапур. Стюардесса разрешила мне заглянуть в кабину пилотов, и, к своему изумлению, я увидел, что командир корабля и второй пилот спят и храпят во всю глотку. Она увидела моё удивлённое лицо и сказал: "Все в порядке! Вы можете расслабиться: полёт проходит в режиме автопилота, компьютер сам регулирует все процессы. Ночью пилоты переключают технику в автоматический режим, и могут спокойно спать всю ночь, потому что машина способна сама обо всем позаботиться". Опять же, смысл данной метафоры может показаться вполне очевидным: пилоты могут управлять самолётом вручную, но они также могут переключиться в режим автопилота и положиться на электронику – этот образ является параллелью способности тела Димы контролировать все процессы самостоятельно, оно делает это, пока он спит. Точно так же, как и предыдущая метафора, эта параллель была скрыта в одной из множества тем, которые мы обсуждали с мальчиком в ходе сеанса. Его мыслящее сознание просто не успело связать этот разговор с болезненной для него темой. Через час Дима вышел из моего кабинета. Он прекрасно провёл время за приятной беседой с интересным взрослым человеком, с которым они обсуждали боулинг и полёты на самолёте и многие другие вещи. Мать мальчика выглядела приятно удивлённой – особенно в тот момент, когда она расплачивалась. Чуть позже она позвонила мне и в совершеннейшем изумлении сообщила о том, что её сын перестал мочиться в постель после этого сеанса, - и мы смогли достичь этой цели благодаря обычному разговору о боулинге и ночном перелёте в Сингапур!Здесь мне хотелось бы предостеречь вас – обратите особое внимание на этот момент, потому что он очень важен! Некоторым индивидуумам нравится придираться к значению метафор и "разжёвывать" его, объясняя слушателю все тонкости. Они как будто пытаются объяснить, в чем соль шутки, вместо того, чтобы просто позволить шутке возыметь эффект. Чрезмерный анализ той или иной истории высасывает из неё энергию и лишает её силы. В этой связи мне вспоминается короткая байка о маленьком мальчике, который обожал насекомых. Он нашел паука и захотел узнать, как он ходит. Для того чтобы выяснить это, мальчик расчленил паука, оторвав ему лапки. В итоге сам паук исчез – перед мальчиком лежало тельце, голова и отдельные лапки, и ни одна их них не работала. Конечно же, в данной статье для большей ясности нам приходится препарировать метафору, однако когда вы сами начнёте использовать данный приём, вы поймёте, что он даёт боле мощный эффект в том случае, если вы просто предоставите подсознанию клиента возможность на него отреагировать. Дима не знал о том, что я использую метафоры. Его мыслящее сознание считало, что в ходе сеанса мы говорили с ним о боулинге и полётах на самолёте.