Здравый ум

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ "ЗДРАВЫЙ УМ"?

На протяжении всей человеческой истории индивидуумы, имеющие проблемы на уровне психического здоровья, сталкивались с непониманием и неподобающим обращением, которое наблюдалось довольно часто. Различные виды лечения психических проблем не были широкодоступными вплоть до относительно недавнего времени – и в наши дни все еще есть некоторые проблемы с получением доступа к заботе о психическом здоровье. В прошлом такие люди оказывались в тюрьме и/или проживали в специализированных учреждениях с ужасными условиями. Общество вешало на человека с психическими проблемами ярлык "безумный" или "душевнобольной", после чего он мог оказаться в приюте по прихоти супруга, родителей или членов семьи, и многие люди оставались в этих учреждениях на долгие годы. В некоторых случаях они так никогда и не покидали стены приюта.

По мере расширения и углубления знаний о психических проблемах и состояниях и появления различных методик лечения терминология тоже менялась и становилась менее стигматизирующей. Специалисты в области психического здоровья исключили из своего обихода такие ярлыки, как "безумный" и "в здравом уме", и многие эксперты стараются по максимуму избегать использования определений, способных вызвать стигматизацию. К тому же термин "здравый ум" не представлен в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM-5), и в нем также нет каких-то чётких разграничений между наличием здравого ума и его отсутствием (или "безумием"). В наши дни сфера заботы о психическом здоровье концентрируется на понимании специфических симптомов, проявляющихся у каждого конкретного пациента – это способствует корректной диагностике и позволяет разработать эффективный план лечения, подходящий для уникальных обстоятельств этого человека.

Однако разделение между здравым умом и безумием все еще используется в судебной системе и юриспруденции. Например, подсудимый может быть признан невиновным по причине безумия – или невменяемости: то есть он не отдавал себе отчет в своих действиях из-за своего психического или эмоционального состояния, и поэтому он был в принципе не способен осознать незаконность своих действий – что не позволяет признать его ответственным за совершение преступления. Если же судья или присяжные выносят вердикт о том, что подсудимый находился в здравом уме и отдавал себе отчёт в своих действиях, он может нести ответственность за преступление.

ПОЧЕМУ ТЕРМИН "ЗДРАВЫЙ УМ" СЧИТАЕТСЯ СУБЪЕКТИВНЫМ?

Концепция "здравый ум" как таковая поднимает философские вопросы о том, как именно работает человеческое сознание, и что отличает "здравое" сознание от сознания, на которое воздействует какая-то психическая или эмоциональная проблема – и в сфере психологии до сих пор нет полного понимания этих моментов. Кеннет Брэдфорд в своих работах особо подчёркивал отсутствие какого-то одного, универсального и общепринятого определения термина "здравый ум" в сфере психологии. И он пошел дальше, заявляя о том, что психология уделяет меньше внимания сознанию, не страдающему от влияния какого-то состояния или расстройства, потому что в основном она концентрируется на проблемах, присутствующих на этом уровне. И именно поэтому без внимания также остается более масштабный спектр человеческих переживаний и общие принципы работы человеческого сознания. Далее он привлекает внимание к тому, как менялось и эволюционировало Руководство DSM с течением времени, и эти изменения привели к тому, что те проблемы, которые раньше считались психическими диагнозами, теперь рассматриваются как совершенно нормальные вариации человеческих переживаний – то есть то, что раньше считалось признаком безумия, в наши дни может рассматриваться как психическая проблема, поддающаяся лечению. Максимальное избегание использования таких прилагательных, как "безумный" или "сумасшедший", для разового описания ситуаций или людей (независимо от того, есть у них психические проблемы или нет), может помочь в снижении степени стигматизации как психических состояний и расстройств, так и людей, имеющих подобные проблемы.

Понятие "здравый ум" также учитывает культурный контекст поведения – то, что считается нормальным и здоровым в одной культуре, может рассматриваться как табу или как что-то девиантное или устаревшее в рамках другой. И граница между "здравым умом" и "безумием" иногда бывает неясной и размытой. Например, разговор с Богом через молитву считается вполне приемлемой религиозной практикой, в которую регулярно вовлекаются последователи многих религий. С другой стороны, вера в то, что Бог говорит с вами, или убежденность в наличии особенных отношений с Богом часто считается бредовой идеей или возможным признаком серьезного психического расстройства (такого, как шизофрения). Однако в некоторых культурах практика разговора с богами и получения какого-то ответа от них считается не просто приемлемым, но даже совершенно обычным и стандартным событием. То есть различия между "здравым умом" и "безумием" не являются точными и однозначными – это скорее социальные конструкты, о которых можно спорить и рассуждать.

МОЖНО ЛИ СЧИТАТЬ "ЗДРАВЫЙ УМ" ФИКСИРОВАННЫМ И НЕИЗМЕННЫМ СОСТОЯНИЕМ?

Человеческие настроения меняются, наши эмоции подвержены колебаниям, и при наличии проблемы или расстройства на уровне психического здоровья период проявления симптомов может сменяться периодами ремиссии – или полного исчезновения всех этих проявлений. Некоторые психологи считают, что любой человек, находящийся в "здравом уме", может в какие-то моменты переживать то, что при определённых обстоятельствах можно было бы назвать "безумием" или "сумасшествием". Психолог Филип Зимбардо считает, что человек может проявить иррациональность при постановке под сомнение его личных представлений о себе или каких-то убеждений, глубоко закрепившихся в его сознании. Например, студент-отличник, который гордится своей успеваемостью, может ошибочно обвинять других людей или внешние обстоятельства в тех случаях, когда он получает низкие оценки. И результатом такой конфронтации идей даже может стать развитие диагностируемого психического заболевания или расстройства.

Таким образом, концепцию, в некоторых случаях обозначаемую термином "здравый ум", можно понимать как состояние, которое не является фиксированным – оно может трансформироваться и видоизменяться под влиянием внешних факторов и обстоятельств. Кроме того, в отношении людей, имеющих проблемы на уровне психического здоровья, больше не применяются упрощённые ярлыки "безумный", "сумасшедший" или "душевнобольной". И избегание использования подобных прилагательных для описания ситуаций или людей (независимо от того, есть у них психические проблемы или нет) поможет снизить степень стигматизации как самих психических расстройств, так и людей, у которых они проявляются.
Позвоните нам!
Ваш заказ готов к оформлению
Личный кабинет
Вам будет доступна история заказов, управление рассылками, свои цены и скидки для постоянных клиентов и прочее.
Ваш логин
Ваш пароль