ИСТОРИЯ СПОРОВ "ПРИРОДА ИЛИ ВОСПИТАНИЕ"
Споры и дебаты на тему "природа или воспитание" активно ведутся и в наши дни. В современной версии они часто центрируются вокруг влияния генов на черты характера и наклонности, и генетическая обусловленность противопоставляется влиянию процесса развития как такового или той среды, которая окружала человека в первые годы жизни. Культура постоянно меняется и трансформируется, и вместе с ней меняются представления широкой общественности о сути этих споров и дебатов. Например, в 1960-тых годах психологи – и представители популярной культуры в общем и целом – находились под сильнейшим влиянием теорий бихевиоризма. Эта теория привела к широкому распространению идеи о том, что человеческая личность в основном формируется под влиянием личного опыта, тренировки и обучения. Именно в те годы исследователь Джон Мани попытался доказать, что гендерная принадлежность представляет собой продукт обусловливания в первые годы жизни, на примере мальчика, чей пенис был повреждён в ходе неудачного обрезания, и впоследствии его растили как девочку. Поначалу этот эксперимент казался успешным, но в итоге он закончился полным провалом.В последние годы в этих дебатах больше внимания уделялось "природе", и в СМИ появляется все больше заголовков, трубящих об открытии очередного гена, отвечающего за ту или иную модель поведения – причём такой ген можно найти практически для каждого шаблона человеческого поведения. Такие разделы науки, как эволюционная психология и социобиология, пытаются выявить эволюционные корни и основы человеческого поведения, и книги, посвящённые открытиям учёных из этих областей, пользуются широкой популярностью в наши дни. Однако критики продолжают подчёркивать важную роль среды, окружающей ребёнка в первые годы жизни, а также культурных влияний и особенностей его персонального процесса развития как такового. Многие эксперты считают социобиологию и эволюционную психологию псевдонауками, для которых характерен чрезмерный детерминизм.
ИССЛЕДОВАНИЕ ИДЕНТИЧНЫХ И РАЗНОЯЙЦЕВЫХ БЛИЗНЕЦОВ
В ходе нескольких исследований близнецов, разлучённых сразу после рождения, выяснилось, что генетика играет значимую роль в развитии определённых личностных особенностей (или их отсутствия). По итогам этих исследований было сделано предположение о том, что идентичные близнецы имеют генетическую связь друг с другом: в 80 % случае они сообщали о возникновении большей близости со своим близнецом – несмотря на то, что они только что с ним встретились, - и он казался им "роднее", чем лучшие друзья, с которыми их связывали долгие годы дружбы.В ходе одного из исследований также было сделано предположение о том, что генетика играет значимую роль в развитии личности: окружающая среда оказывала лишь некоторое влияние на личность, когда близнецы росли вместе, однако ее эффекты были более выраженными в тех случаях, когда они росли порознь.
"ПРИРОДА" И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
Полученные доказательства позволяют утверждать, что "природа" (понимаемая как генетика и врождённые особенности личности) играет важную роль в развитии некоторых психических расстройств - таких, как шизофрения, биполярное расстройство и большая депрессия. И все же развитие психических заболеваний нельзя приписывать одним лишь генам. К примеру, вероятность развития биполярного расстройства повышается в 4-6 раз при наличии этого состояния в семейной истории. Однако несмотря на то, что важность генетических факторов никак нельзя отрицать, психические расстройства не обусловлены одной лишь генетикой. Например, идентичные близнецы имеют одинаковый набор генов, и все же результаты исследований говорят о том, что при наличии шизофрении у одного из близнецов, вероятность развития этого состояния у другого составляет всего 50 %. И эти данные позволяют утверждать, что "природа" не является единственным фактором влияния – хотя она, конечно же, играет важную роль в этих процессах.Ещё одной областью, в которой исследователи часто делают больший акцент на "природе", а не на "воспитании", являются различные зависимости. Например, результаты одного из исследований говорят о том, что алкогольная зависимость может снова и снова проявляться в рамках одной семьи у представителей разных поколений. К тому же определённые гены могут повлиять на то, как человек воспринимает вкус алкогольных напитков, и на механизм действия спиртного на его организм.
"ВОСПИТАНИЕ" И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
Определённые генетические факторы могут создать предрасположенность к развитию определённого заболевания или состояния, но вероятность его проявления отчасти зависит от окружающей среды – то есть от "воспитания". Если имеющийся вариант гена указывает на возможность развития психического расстройства, эту информацию можно использовать для того чтобы задать определённым моделям поведения такое направление, которое исключит вероятность подобного исхода или снизит степень серьёзности проявлений заболевания – и в данном контексте это внешнее воздействие, поддержка и руководство понимается как "воспитание".Нейробиолог Джеймс Фэллон выявил у самого себя психопатический склад личности, и он утверждал, что воспитание в атмосфере любви и поддержки помогло ему вырасти в адекватного и успешного взрослого человека. И он сделал предположение о том, что именно это влияние помогло предотвратить полное развитие и проявление психопатических черт в будущем – то есть здесь мы видим явное воздействие "воспитания". И точно так же большинство исследователей считают, что основы развития зависимости не являются исключительно генетическими по своей природе: такие аспекты окружающей среды, как привычки родителей, друзей и партнёров, тоже могут сыграть значимую роль и поспособствовать развитию зависимости. Генетическая предрасположенность к алкогольной зависимости становится куда более значимой и влиятельной в тех случаях, когда человек постоянно видит примеры чрезмерного пристрастия к выпивке или злоупотребления алкоголем, и в этой среде они считаются нормой.
Исследователи из Ливерпульского университета обнаружили, что наличие расстройств психического здоровья в семейной истории занимает второе место в списке предсказателей развития подобных состояний. На первое место - как факторы, оказывающие самое значимое воздействие - вышли личные переживания и собственный жизненный опыт (например, травля и запугивание в детстве, неподобающее обращение и насилие или какие-то другие травмы). И все эти выводы подкрепляют идею о том, что "воспитание" - или окружающая среда – играет значимую роль в развитии расстройств психического здоровья.
ПРИНЦИП "ПРИРОДА ИЛИ ВОСПИТАНИЕ" В ТЕРАПИИ
Некоторые терапевтические подходы, используемые в лечении расстройств психического здоровья, делают акцент на "природе" или "воспитании" - в зависимости от того, какая парадигма лежит в их основе. Например, подход с особым акцентом на "природе" может подразумевать проработку психического состояния на биологическом или генетическом уровне, тогда как методика, основанная на "воспитании", может предполагать проработку выученных убеждений и моделей поведения. Большинство терапевтических подходов берут что-то из обеих философий, и многие из них нацелены на проработку взаимосвязей между влиянием "природы" и "воспитания".К примеру, медикаментозную терапию психических расстройств можно рассматривать как подход, ориентированный в основном на "природу", тогда как поведенческая терапия, основанная на идеях психологов-бихевиористов, прорабатывает моменты обусловленности, закрепившиеся в сознании клиента в процессе роста и развития, и их проблемные последствия – то есть её можно считать методикой, ориентированной на "воспитание". Терапевтические подходы, основанные на идеях когнитивной психологии, ориентированы как на "природу", так и на "воспитание".
Человек, желающий обратиться за помощью, вполне может найти терапевта, ориентированного на любое их этих направлений, однако на сегодняшний день большинство специалистов в ходе терапии обращают внимание на совокупность самых разных факторов, включая взаимосвязи между эффектами "природы" и "воспитания".
КАК ИМЕННО "ПРИРОДА" ВЗАИМОДЕЙСТВУЕТ С "ВОСПИТАНИЕМ"?
Многие учёные избегают споров и дебатов на тему "природа или воспитание", утверждая, что на самом деле это соотношение выглядит как "природа х природа" ("природа, помноженная на воспитание") – в этой схеме "природа" и "воспитание" неотделимы друг от друга и только усиливают эффект другой стороны. Например, некоторые гены не могут быть активированы без поступления специфической информации из окружающей среды, и развитие зрения является самым ярким проявлением этого принципа: без воздействия визуальных стимулов у человека никогда не разовьётся нормальное зрение.И точно так же воздействие некоторых стимулов из окружающей среды может быть нивелировано и сведено на нет некоторыми генами. Например, у некоторых курильщиков, которые курили всю свою жизнь, так и не развиваются болезни, связанные с курением – возможно, отчасти такая удача обусловлена их генами. Токсины, поступающие из окружающей среды, могут изменить проявление некоторых генов, и предположения о том, что некоторые модели поведения могут быть генетически-обусловленными, не подтвердились, так как соответствующие гены так и не были найдены.
Существует несколько альтернативных точек зрения, касающихся этих споров и дебатов, и среди них стоит отметить теорию систем развития – эта модель не требует от учёных поддержки и продвижения либо "природы", либо "воспитания".