ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ РАССТРОЙСТВО СЕНСОРНОЙ ПЕРЕРАБОТКИ?
Входящий поток информации от пяти органов чувств (зрительные, вкусовые, звуковые, тактильные и обонятельные сигналы) попадает в головной и спинной мозг. Если головной мозг не выдаёт уместных реакций на сенсорные сигналы, у человека могут возникнуть проблемы с их переработкой. Несмотря на то, что каждый человек является уникальным и неповторимым, и в каждом случае все очень индивидуально, люди с РСП обычно попадают в одну из двух категорий – гиперчувствительные или гипочувствительные.Гиперчувствительность представляет собой чрезмерную степень восприимчивости к сенсорной информации, и она выражается в таких симптомах, как:
- Чрезмерная чувствительность к внезапным или громким звукам
- Боязнь толпы
- Дискомфорт от ношения одежды из-за неприятных ощущений, вызываемых прикосновением ткани к коже
- Отказ от определённых блюд и продуктов из-за отвращения к их текстуре
- Боязнь прикосновений и объятий
- Склонность отвлекаться на фоновые шумы, не привлекающие внимания других людей
- Проблемы с балансом и сохранением равновесия
- Чрезмерное беспокойство по поводу возможного падения
- Неуклюжесть
- Привычку ёрзать
- Проблемы с ощущением персональных границ
- Проблемы с осознанием собственной силы (такой человек может непреднамеренно причинить вред маленькому ребенку или домашнему животному, не рассчитав свои силы)
- Равнодушие к боли и воздействию экстремальных температур
РСП часто сопровождает нарушения развития и состояния аутистического спектра. Несмотря на то, что исследования, направленные на выявление точных причин развития РСП, все еще ведутся, эксперты считают, что в основе этого состояния может лежать комбинация генетических факторов и факторов, исходящих из окружающей среды. К внешним влияниям относится недоношенность, недостаточный вес при рождении, а также травмы и повреждения головного мозга.
РАССТРОЙСТВО СЕНСОРНОЙ ПЕРЕРАБОТКИ – ЭТО СИМПТОМ ИЛИ ОТДЕЛЬНОЕ, САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ?
Врачи могут с уверенностью заявить о том, что у некоторых детей наблюдаются трудности с переработкой сенсорных стимулов. Однако в профессиональной среде до сих пор ведутся споры и дебаты о том, что представляют собой эти проявления – отдельное, самостоятельное состояние или симптом другого диагноза, проявляющегося на многих уровнях?Специалисты, рассматривающие это состояние как симптом, заявляют о том, что диагноз "РСП" в его нынешнем понимании не обладает достаточной описательной силой для того чтобы быть полезным и применимым в клинической практике. РСП может проявляться во множестве разнообразных симптомов, здесь все очень индивидуально – к тому же разные специалисты могут понимать этот термин по-разному. Американская академия педиатрии не рекомендует врачам ставить диагноз "РСП" - вместо этого специалистам советуют сконцентрироваться на выявлении других состояний и расстройств, которые потенциально могут вызвать такие трудности, и вплотную заняться поиском причины их появления. РСП не представлено в качестве отдельного диагноза в последнем издании Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-5).
Некоторые другие эксперты ратуют за признание РСП отдельным диагнозом в медицинских кругах, потому что это позволит широкой общественности обрести более широкое понимание этого состояния – и, как следствие, степень его стигматизации снизится. Также здесь присутствует финансовая подоплека: как только этот диагноз будет официально признан медицинским сообществом, у ученых появится возможность запрашивать финансирование для его исследования, и страховые компании смогут покрывать расходы на его лечение.
УПРАВЛЕНИЕ СИМПТОМАМИ РСП И ЛЕЧЕНИЕ ЭТОГО СОСТОЯНИЯ
Самым распространённым способом лечения РСП является терапия сенсорной интеграции, которая предоставляется оккупационным терапевтом (трудотерапевтом) или специалистом по физической терапии. В рамках этой методики специалист помогает человеку сформировать и закрепить подходящие и уместные реакции на сенсорные стимулы. Например, он может подвергать пациента воздействию сильных ароматов или грубых текстур для того чтобы приучить его к этим стимулам. Цель лечения – помочь индивидууму с большим комфортом вовлекаться в занятия и активности, типичные для его возраста и уровня развития способностей, и научить его выдавать уместные реакции.КАК СПРАВИТЬСЯ С ПОСТАНОВКОЙ ДИАГНОЗА "РСП"?
У детей с РСП часто возникают эмоциональные, социальные и академические проблемы. Такому ребенку может быть весьма непросто заводить друзей. Из-за имеющихся проблем с сенсорным восприятием учеба в школе может превратиться в настоящее испытание и источник разнообразных трудностей. Во взрослом возрасте у таких людей могут возникнуть проблемы во взаимодействии на рабочем месте. Также они могут страдать от тревожности и депрессии, проявлять низкий уровень мастерства, не в полной мере реализуя свой потенциал, переживать из-за недостаточного уровня достижений и сталкиваться с другими сопутствующими проблемами.Квалифицированный терапевт может помочь в предотвращении подобных проблем. Правильная диагностика трудностей на уровне чувственного восприятия позволит подобрать подходящее лечение, и специалист может стать источником поддержки и сопереживания для такого индивидуума. Терапия также будет полезна для родителей детей с РСП, потому что специалист может научить их эффективным техникам и стратегиям, которые они смогут использовать для того чтобы помочь своему ребенку справляться с проблемами и трудностями повседневной жизни. Многие люди с РСП, получившие профессиональную помощь, сообщали о значительном улучшении своего состояния.