ПОНИМАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Невербальная коммуникация играет очень важную и значимую роль в нашей жизни – благодаря пониманию этих сигналов мы совершенствуем свою способность устанавливать и поддерживать связи с другими людьми, вовлекаться в общение и налаживать значимые виды взаимодействия в повседневной жизни. Расширение и углубление понимания всех этих невербальных подсказок позволяет нам укрепить отношения с окружающими и изменить их к лучшему. Невербальные виды коммуникации часто обозначаются собирательным термином "язык тела", и они могут принимать множество самых разных форм. Разные люди интерпретируют эти сигналы по-разному, и способы их понимания определяются множеством факторов, включая культурное влияние. Даже недостаток невербальных намёков и подсказок может иметь определённое значение, и его можно считать специфической формой невербальной коммуникации.

Каждое движение тела и каждая комбинация этих проявлений (таких, как изменение положения тела, направление взгляда, жесты и мимика) посылает определённые сигналы другим людям. Эти намёки и подсказки могут быть тонкими и ненавязчивыми, либо они могут быть явными и очевидными. И они также могут быть противоречивыми – человек говорит одно, а язык его тела при этом передаёт совсем другое сообщение. Чаще всего так бывает тогда, когда человек говорит неправду или что-то утаивает. Невербальная коммуникация часто является инстинктивной – поэтому ее не так уж и просто сымитировать. И, в общем и целом, именно невербальные подсказки в большей степени выдают истинные чувства говорящего.

ВИДЫ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Невербальная коммуникация проявляется во множестве разных форм, которые варьируются в рамках широкого спектра и могут дать полные и всесторонние озарения по поводу истинных мыслей и/или чувств говорящего. Для лучшего понимания той роли, которую невербальная коммуникация играет в повседневных моделях взаимодействия, все это многообразие форм и видов можно разделить на следующие категории:
  • Жесты – это движения головы или конечностей.
  • Поза – положение тела как такового, а также расположение человека по отношению к другим людям.
  • Движения тела – любые перемещения разных частей тела в пространстве.
  • Зрительный контакт и движения глаз – эти модели определяют направление взгляда и его концентрацию.
  • Тон голоса – к этой категории относятся такие характеристики голоса, как его высота и диапазон, которые могут дополнять смысл произносимых слов или передавать какое-то другое значение. Например, саркастичный тон может кардинально изменить смысл произносимых слов.
  • Мимика – это любые движения лицевых мускулов, которые меняют выражение лица или отражаются на его композиции.
Невербальная коммуникация часто дополняет вербальную коммуникацию, подчёркивая сообщение, выраженное словами, повторяя определённый посыл, поддерживая общую смысловую линию или выражая противоречие тому, что говорит человек. Также эта форма коммуникации может полностью заменить вербальное общение.

РОЛЬ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ОТНОШЕНИЯХ

Как правило, ближний круг общения – члены семьи, партнёры или лучшие друзья – может с большей лёгкостью прочесть и интерпретировать невербальные сообщения определённого индивидуума. В близких отношениях полное понимание невербальных моделей коммуникации партнёра способствует углублению близости и укреплению уз связи в паре, - особенно когда эти намёки и подсказки дополняют и подкрепляют смыслы, выраженные в словах.

Однако когда что-то идет не так, человеку становится не так уж и просто скрыть это от близких людей, и подобные попытки могут привести к недопониманию и даже к возникновению конфликта в отношениях. Модели невербальной коммуникации часто проявляются неосознанно, и поэтому невербальные посылы могут стать самым первым и самым мощным указателем на существование какой-то скрытой проблемы – в том числе в отношениях.

НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ТЕРАПИИ

В общем и целом невербальная коммуникация играет очень важную роль, позволяя нам ориентироваться в ситуациях общения и эффективно взаимодействовать как с другими людьми, так и с окружающей средой, - и поэтому можно с уверенностью говорить о том, что модели невербальной коммуникации могут стать источником полезных озарений в терапии. Консультант, который не только внимательно слушает то, что говорит клиент, но и настроен на чтение его невербальных намеков и подсказок, может с большей легкостью выявить моменты противоречия между словами клиента и языком его тела. К тому же жесты и мимика клиента могут дать терапевту больше информации, чем его рассказы. Невербальные намёки и подсказки позволяют как терапевту, так и человеку, проходящему терапию, выявить более глубокие эмоциональные проблемы и получить доступ к тем моментам, которые сам человек может и не осознавать на уровне мыслящего сознания.

Внимание к моделям невербальной коммуникации, характерным для того или иного индивидуума, и выявление противоречий между его словами и языком его тела позволяет расширить и углубить понимание различных способов использования этого вида коммуникации в межличностных отношениях.

Для проработки эффектов травмы нередко используется метод соматического переживания, который подразумевает концентрацию на языке тела пациента и тех реакциях, которые он выдает, пока терапевт последовательно подвергает его воздействию травмирующего материала, постепенно увеличивая объем воздействия. Терапевт оценивает реакции клиента на основании интерпретации невербальных намеков и подсказок, выдаваемых им в ходе общения.

Психотерапия, ориентированная на тело и сознание как единую систему, предполагает оценку ритма дыхания пациента, совершаемых им движений и издаваемых звуков с целью выявления контрпродуктивных моделей поведения – все это делается для того чтобы помочь клиенту сформировать новые, более позитивные и благотворные модели.

КУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Специфические модели невербальной коммуникации имеют разные значения в разных культурах. Например, определенный жест или движение может иметь одно значение в Соединенных Штатах, но в Японии он может означать что-то совершенно иное. Американец, скорее всего, укажет на что-то указательным пальцем, тогда как японец с большей долей вероятности сделает указательный жест рукой, потому что во многих азиатских культурах показывание пальцем считается грубым и неприличным.

К самым важным культурным различиям на уровне невербальной коммуникации относятся особенности выражения эмоций – в этом отношении представители одних культур являются куда более сдержанными по сравнению с представителями некоторых других, так как они воздерживаются от проявления эмоций на публике, или в принципе не склонны к их выражению. В некоторых культурах принято подавлять эмоциональную мимику – считается, что оживлённое выражение лица демонстрирует недостаток контроля над своими чувствами.

Ещё один аспект невербальной коммуникации, который может значительно отличаться у представителей разных культур – это зрительный контакт. К примеру, в Соединенных Штатах прямой зрительный контакт, в общем и целом, считается признаком надежности, определенной степени доверия и искреннего интереса к словам собеседника. Однако в некоторых случаях пристальный взгляд или слишком долгий зрительный контакт может быть воспринят как проявление сексуального влечения или романтического интереса. В Африке и Японии принято избегать зрительного контакта, и прямой взгляд считается проявлением неуважения. Однако в арабских культурах наблюдается противоположное отношение – здесь прямой зрительный контакт считается признаком честности и искреннего интереса к словам собеседника.

СОВЕТЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ НАВЫКОВ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Развитие осознанности позволяет расширить и углубить понимание стилей коммуникации (в том числе невербальной), характерных для окружающих. Полная вовлечённость в момент "здесь и сейчас" и концентрация внимания на позе и выражении лица собеседника в настоящем моменте также способствует расширению и углублению само-осознания и развитию навыков и умений, необходимых для эффективного и продуктивного взаимодействия с другими людьми. Например, в ходе беседы человек может отслеживать собственные жесты и тон своего голоса, особенности установления зрительного контакта и движения собственного тела, принимая во внимание реакцию собеседника на все эти аспекты коммуникации.

Стресс может оказать значительное влияние на модели невербальной коммуникации и ее понимание. Люди, страдающие от сильного стресса, чаще ошибаются в интерпретации невербальных сигналов, исходящих от других людей, что может привести к недопониманию – и они сами могут посылать невербальные сигналы, вводящие собеседников в замешательство. Эффективные стратегии управления стрессом могут позитивно повлиять как на модели невербальной коммуникации, так и на сами отношения как таковые. Осознание собственных эмоций и переживаний других людей тоже является очень важным аспектом процесса признания и понимания невербальных намёков и подсказок, исходящих от собеседника.

Некоторым людям кажется, что их всегда понимают неправильно, либо им может казаться, что они как будто находятся на дистанции от всех остальных, и в таких случаях было бы очень полезно спросить близкого друга или любимого человека о том, какое впечатление вы производите в ходе общения, и как вы выглядите со стороны в процессе коммуникации. Если невербальные намеки и подсказки довольно часто не соответствуют произносимым словам, другим людям может быть весьма непросто понять намерения говорящего или поверить в то, что говорит этот человек. Также человек может на невербальном уровне передавать какую-то эмоцию, которую окружающие находят непривлекательной и отталкивающей – к примеру, это может быть осуждение или агрессия. Может быть, в словах эта эмоция и не прослеживается, но она проявляется в невербальных моделях, даже если сам человек этого не осознает. Именно поэтому оценка реакций других людей и внимание ко всем линиям связи, составляющим процесс коммуникации, может дать множество полезных озарений по поводу различных способов настройки вербальной и невербальной коммуникации и достижения большего соответствия между этими уровнями.

Позвоните нам!
Ваш заказ готов к оформлению
Личный кабинет
Вам будет доступна история заказов, управление рассылками, свои цены и скидки для постоянных клиентов и прочее.
Ваш логин
Ваш пароль
+7 (903) 723-21-30
Работаем для вас с 10:00 до 20:00