На уровне клинической психологии конструктивистские теории делают особый акцент на активном участии клиента в терапевтическом процессе и его личной работе над совершением изменений. Человек, проходящий терапию, сам является инструментом для достижения персональных изменений. Он не просто "получает" терапию – терапевтический эффект становится следствием прилагаемых им усилий, и в каком-то смысле он сам оказывает терапевтическое воздействие на самого себя.
ПОНИМАНИЕ КОНСТРУКТИВИЗМА
Конструктивистская теория не концентрируется на одном специфическом виде терапии, и ее принципы оказали значительное влияние на психологию в общем и целом. Сторонники конструктивизма утверждают, что этот подход не является чем-то принципиально новым и выходящим из ряда вон. Он представляет собой всего лишь ещё одну перспективу, рассматривающую связи между различными методиками и различными представлениями о том, что значит "быть человеком". Конструктивизм стремится помочь людям найти в своей жизни смысл и значение и исследовать различные способы налаживания связи с этим миром, а также различные виды отношения к нему.
Основным принципом конструктивизма является идея о том, что реальность не является какой-то данностью, которую можно открыть и исследовать – она представляет собой скорее продукт конструирования, который складывается из "кирпичиков" индивидуального опыта и персональных переживаний. Эта теория утверждает, что на самом деле нет какого-то одного единственно правильного и объективного способа видения этого мира. Каждый человек создает свое собственное видение реальности, и эта перспектива строится на уникальном жизненном опыте данного конкретного индивидуума.
В конструктивизме есть три важных концепции, и это - порядок, само-ощущение (в том числе отношения с самим собой) и активное содействие.
- Потребность в наличии порядка подталкивает человека к поиску определённых моделей и созданию определенных значений, позволяющих организовать этот мир так, чтобы он с легкостью поддавался пониманию и осмыслению.
- Само-ощущение (и отношения с самим собой) играет очень важную роль, и этот аспект является текучим и постоянно меняющимся, потому что он находится под влиянием личного опыта этого человека и особенностей его взаимодействия с другими людьми.
- Человек сам является собственным помощником и посредником, оказывающим активное содействие самому себе в собственной жизни – и в то же время он представляет собой инструмент для совершения изменений. Несмотря на то, что некоторые вещи в принципе не поддаются нашему контролю, мы можем расширить границы своего понимания и в итоге принять решения, благотворные для нашего самочувствия и общего благополучия в жизни – то есть в конце концов все зависит только от нас самих.
ВЛИЯНИЕ КОНСТРУКТИВИЗМА
Терапевтические подходы, основанные на идеях конструктивизма, обычно предполагают исследование тех значений, которые человек приписывают своим переживаниям и своему жизненному опыту. В ходе терапии клиент признает влияние наших мыслей и убеждений на наши чувства и переживания, и терапевт поощряет его на активное участие в процессе совершения желательных изменений. Эта методика подразумевает коллаборативный подход с налаживанием такого вида сотрудничества, при котором терапевт и клиент находятся на равных и вместе работают над совершением позитивных изменений в сознании клиента.
Влияние конструктивизма прослеживается в нескольких методиках – включая гуманистический и человекоцентрированный подходы, когнитивно-поведенческую терапию, а также диалектическую и экзистенциальную терапию. Психология личностных конструктов Джорджа Келли стала одним из первых подходов, в которые были интегрированы конструктивистские теории. Эта методика была разработана в середине 1950-тых годов, она предполагает отношение вида «человек-как-ученый» и основана на идее о том, что люди используют личностные конструкты (сродни гипотезам или теориям) для того чтобы предсказать поведение других людей. Человек действует как ученый, постоянно исследуя и тестируя эти конструкты, и они могут меняться и трансформироваться, когда человек пытается использовать новые перспективы и модели поведения как на сеансе терапии, так и в повседневной жизни.
РОЛЬ ТЕРАПЕВТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИДЕЙ КОНСТРУКТИВИЗМА
Конструктивизм рассматривает человека, проходящего терапию, как инструмент для совершения изменений – то есть он сам является своим основным помощником. Этот подход можно рассматривать скорее как философию, а не как набор специфических терапевтических техник и методик. В попытке организовать и осмыслить окружающий мир люди склонны создавать определенные значения и приписывать их определенных событиям, и это часто приводит к формированию моделей и шаблонов, которые могут повлиять на чувства, эмоции и поведение. И эти модели зачастую с трудом поддаются трансформации и коррекции. Терапевты, использующие конструктивистский подход, действуют скорее как помощники и наставники в процессе совершения изменений. Они не стремятся играть роль лидера, раздающего указания. Они помогают клиента выявить подобные модели и шаблоны и освободиться от их влияния для того чтобы впоследствии самостоятельно совершить желательные изменения. Основным принципом этой теории является понимание реальности как сконструированного явления, а не как определенной данности, раскрывающейся в ходе исследований.
Терапевты, использующие принципы конструктивизма, убеждены в том, что все люди обладают гибкостью и устойчивостью к внешним воздействиям, а также способностями к самоорганизации. Они обычно концентрируются на том, как именно клиент использовал свои переживания и свой жизненный опыт при восприятии текущих обстоятельств – какие именно связи он выявил, и как именно он соотносит происходящее в данный момент со своим общим бэкграундом. Довольно часто работа с клиентом предполагает создание цепи событий вида «действие-мысль-реакция» - эта модель помогает выявить влияние всех этих мыслительных, эмоциональных и поведенческих шаблонов на текущие жизненные обстоятельства и предсказать их возможное воздействие в будущем.
Конструктивизм может включать такие техники, как ведение дневника, использование управляемого потока образов и выполнение упражнений, нацеленных на развитие осознания собственных чувств и эмоций. Терапевт, использующий конструктивистсткие принципы, также может помочь клиенту экстернализировать имеющиеся проблемы с помощью техник нарративной терапии.
КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОЖНО ПРОРАБОТАТЬ С ПОМОЩЬЮ КОНСТРУКТИВИСТСКИХ ПОДХОДОВ?
Терапевтические методики, основанные на принципах конструктивизма, можно использовать для решения целого ряда различных проблем, и особенно полезными они окажутся в проработке горя и скорби – потому что реконструкция значения часто является неотъемлемой частью процесса переживания тяжелой утраты. В таких случаях человек сталкивается с необходимостью заново организовать и перестроить свою реальность в новых условиях – без того человека, которого он потерял, - и эта задача часто становится настоящим вызовом и тяжким испытанием. В процессе формирования новой повседневной рутины и налаживания новых отношений сама идентичность этого человека тоже может измениться и принять новую форму.
Люди, которым весьма непросто осмыслить пережитую травму, тоже могут получить массу преимуществ от конструктивистских подходов, - так же, как и те люди, у которых есть какие-то проблемы и/или вопросы, касающиеся собственного само-ощущения. Кроме того, конструктивистские подходы могут помочь в понимании и осмыслении экзистенциальных концепций и поиске ответов на глобальные вопросы человеческого бытия.
ПРОБЛЕМЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ
Теория конструктивизма подвергалась критике из-за идеи о том, что какой-то единственной универсальной истины не существует в принципе, и все индивидуальные истины имеют равную ценность и находятся на равных позициях. Некоторые критики указывали на то, что конструктивизм несколько расходится с концепцией личности в том виде, в котором она обычно понимается в психологии. Традиционно психология концентрировалась на индивидуальных особенностях того или иного индивидуума, часто минимизируя роль контекста и культуры, однако конструктивизм учитывает контекст, в котором существует личность, и рассматривает идентичность каждого человека на нечто гибкое, текучее и постоянно меняющееся.