КЛАССИЧЕСКОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ… ПО ЗВОНКУ КОЛОКОЛЬЧИКА
Психолог Иван Павлов открыл классическое обусловливание в ходе исследования пищеварения у собак. Он заметил, что подопытные собаки начинают выделять слюну, когда они слышат звуки, обычно ассоциирующиеся с получением мяса, и он решил протестировать этот феномен в ходе эксперимента: он начал звонить в колокольчик прямо перед выдачей мяса подопытным собакам. После нескольких повторений этих звонков собаки начали ассоциировать их с мясом, и их слюноотделение активизировалось при одном звонке колокольчика.
ВИДЫ СТИМУЛОВ
В основе классического обусловливания лежит три элемента:
- Обусловленный стимул: это стимул, активизирующий реакцию после создания обусловленности – в эксперименте Павлова это был колокольчик.
- Необусловленный стимул: это стимул, вызывавший эту реакции до тренировки – у Павлова это было мясо.
- Обусловленная реакция: это модель реакции, проявляющаяся при воздействии обусловленного стимула – у Павлова это было выделение слюны при звонке в колокольчик.
ОБУСЛОВЛИВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ
Классическое обусловливание считается рудиментарной, рефлекторной формой обучения, которая проявляется у множества живых организмов. Классическое обусловливание в основном срабатывает с детьми, собаками и другими животными, однако взрослые с высоким уровнем интеллектуального развития тоже могут закрепить определенные реакции с помощью классического обусловливания. Многие виды и формы дрессировки животных по сути представляют собой классическое обусловливание. Например, кликер-дрессировка подразумевает закрепление определенной обусловленности в сознании собаки – она учится ассоциировать кликер с получением вознаграждения в виде лакомства, и через какое-то время собака начинает реагировать на кликер, даже если она не получает лакомства.