В ходе этого эксперимента психологу
Джону Уотсону удалось закрепить страх перед крысами в сознании маленького ребёнка, который раньше не боялся этих грызунов. Классическое обусловливание играет центральную роль в формировании страхов и ассоциаций. Некоторые фобии по крайней мере отчасти основаны на классическом обусловливании. Например, если в сознании человека закрепляется ассоциация между уходом из дома и неподобающим обращением или насилием со стороны родителей, у него может развиться агорафобия.
КАК ВЫГЛЯДЕЛ ЭТОТ ЭКСПЕРИМЕНТ?
Альберт был маленьким мальчиком 9 месяцев от роду, и раньше он не проявлял никакого страха перед крысами. В начале эксперимента Джон Уотсон посадил крысу на стол перед Альбертом, и тот никак на нее не отреагировал. Затем он несколько раз подряд сопровождал появление крысы громким шумом, и Альберт плакал, выдавая реакцию на шум. Через какое-то время в его сознании закрепилась соответствующая обусловленность, и он начинал плакать при виде крысы, даже если ее появление не сопровождалось громкими звуками. Этот случай считается идеальным и очень наглядным примером работы классического обусловливания.
КРИТИКА ЭКСПЕРИМЕНТА "МАЛЕНЬКИЙ АЛЬБЕРТ"
Изначально Уотсон планировал устранить из сознания Альберта условный рефлекс, связанный с этим стимулом – он хотел продемонстрировать, что от таких страхов можно с лёгкостью избавиться. Однако мальчика изъяли из эксперимента до того, как это произошло – то есть в итоге Уотсон создал в сознании ребёнка страх, которого ранее не существовало. На сегодняшний день такая практика исследований считалась бы неэтичной, и специалисты также вели споры и дебаты по поводу того, давала ли мать Альберта разрешение на этот эксперимент, и было ли у неё полное понимание происходящего.
КЛАССИЧЕСКОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ В ПОПУЛЯРНОЙ КУЛЬТУРЕ
Классическое обусловливание у детей стало темой нескольких литературных произведений, включая книгу Томаса Пинчона "Радуга земного тяготения" и книгу Олдоса Хаксли "О дивный новый мир". В произведении "О дивный новый мир" в сознании бедных детей закрепляли обусловленность, заставляющую их недолюбливать книги или бояться их. Эта антипатия позволяла удерживать их на более низкой ступени социальной иерархии – ведь образование не возможно без чтения, и избегание книг не давало им развиваться и лишало возможности повысить свой социальный статус.