ИСТОРИЯ АРХЕТИПОВ
Карл Юнг, основатель аналитической психологии, определял архетипы как "древние или архаичные образы, которые происходят из коллективного бессознательного". Архетипы являются врожденными и универсальными, и эти понятия, разделяемые всеми представителями рода человеческого, влияют не только на развитие коллективного бессознательного (или подсознания всего вида в целом), но и на формирование индивидуальной психологии. Большинство современных психологов не используют модель архетипов, созданную Юнгом, но анализ сновидений строился в основном на ней, и многие клинические специалисты верят в то, что понимание архетипов, используемых определенным индивидуумом, обладает определенной ценностью и важностью.
ПРИМЕРЫ АРХЕТИПОВ
Юнг утверждал, что существует целый ряд универсальных понятий, которые можно считать архетипами, и концепций, которые можно отнести к потенциальным архетипам.
К ним относятся такие понятия, как:
- Анимус – универсальная мужественность, включая долю мужественности, содержащуюся в женственности
- Анима – универсальная женственность, включая подсознательную долю женственности, содержащуюся в мужественности
- Мать – универсальный образ любящей, заботливой матери, дающей поддержку и подпитку, который основан на образе Богини-матери из римской мифологии
- Тень – низменная сторона человеческой природы, включающая агрессию и другие подобные склонности
Юнг утверждал, что осознание архетипов, присутствующих в человеческой душе и являющихся неотъемлемой частью человеческой психики, делает жизнь человека куда более счастливой и здоровой – особенно если он сможет, фигурально выражаясь, «достичь договоренности» со всеми сторонами своей натуры.
КРИТИКА
Идеи о том, что эти архетипы являются врождёнными, носят универсальный характер и передаются по наследству от поколения к поколению, подвергались жёсткой критике. Однако учёные предоставили доказательства генетической или универсальной природы некоторых компонентов человеческой натуры – например, улыбка одинаково воспринимается представителями всех культур. И все же мы не можем с уверенностью говорить о врождённом характере этих архетипов или их наследуемости, потому что таких доказательств слишком мало, либо эти предположения вовсе не получили подтверждения в ходе исследований. Многие теоретики не относят архетипы к категории научных явлений, потому что их существование нельзя считать доказанным, и в то же время оно не может считаться опровергнутым.